Стр. 158 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Анна Великая
156
зы» сейчас эту идею поддерживает 41% (39% выступают против, а
20% не определились)
5
. Таким образом, широкомасштабные методы
пропаганды привели к росту пронатовских настроений за три года
практически в 2,5 раза, причем это нельзя объяснить присоедине-
нием Россией Крыма, поскольку первоначальный всплеск этих на-
строений с 17 до 29% наблюдался в 2013 году, когда Президентом
Украины был еще законно избранный Виктор Янукович, а дипло-
матические усилия Москвы сосредоточились на ближневосточном
направлении с целью недопущения военной операции США против
Сирии, передачи химического оружия под контроль ООН
6
.
В отличие от пропаганды публичная дипломатия призвана стро-
ить мосты, а не возводить заграждения, поскольку она направлена
не на очернение других международных акторов, а на формирова-
ние объективного представления о собственной стране
7
. К сожа-
лению, представители аналитических кругов соседних с Россией
стран еще недавно отмечали, что российские усилия в данной сфе-
ре были направлены лишь на отвержение западной «мягкой силы»
8
,
поэтому необходимо проводить серьезную работу по доведению до
иностранной аудитории собственной позиции по наиболее актуаль-
ным международным вопросам. Движущей силой этого процесса
является публичная дипломатия, связанная с адресной работой с
нынешними или будущими элитами иностранных государств (по-
нимаемыми, по определению Г.К.Ашина, как авангард социальной
общности, слой людей, играющий решающую, часто огромную
роль в социальном процессе
9
).
Публичная дипломатия влияет на различные аспекты внешнепо-
литической деятельности государства, и она принципиально важна
для достижения успеха на международной арене. Лица, причастные
к принятию внешнеполитических решений в данной сфере, должны
стараться, чтобы формируемый образ страны был привлекательным
в долгосрочной перспективе. Однако в современных условиях до-
стичь данной цели очень сложно и применять для этого нужно бо-
лее личные и интерактивные подходы, чем ранее.
С помощью публичной дипломатии можно добиться лояльности
внешней аудитории - устойчивого положительного или благожела-
тельно-нейтрального отношения к определенной стране. Однако
лояльность не всегда является самоцелью, поскольку существует
часть внешнеполитической аудитории, интересы которой можно
удовлетворить только в ущерб собственным. Так, говоря о такой