Стр. 150 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Лариса Смирнова
148
стимулирования активности отпуск часто привязывается к карьер-
ному росту: например, чтобы стать доцентом, необходимо провести
как минимум год за границей. В то же время отпуск все же не пре-
доставляется автоматически, его необходимо обосновать: например,
написать книгу, найти позицию приглашенного профессора, полу-
чить грант и т. д. Но принципиального отказа быть уже не может,
а главное - рабочее место по возвращении за сотрудником сохра-
няется. Руководство сразу предусматривает такие научные отпуска
при составлении штатного расписания и соответствующим образом
определяет количество сотрудников.
Что касается студенческих обменов, то в идее Университета
ШОС заложена возможность для студентов начиная с любого се-
местра продолжить свое обучение в вузе-партнере, что выглядит
весьма перспективно и привлекательно. Однако на практике пока
еще имеется целый ряд технических сложностей
30
. Это прежде
всего различия в странах - участницах образовательных программ
и стандартов. Отличаются также требования к срокам обучения,
количеству академических часов и образовательных кредитов, не-
обходимых для подготовки выпускника, соотношение обязатель-
ных курсов и курсов по выбору. Кроме того, в проекте УШОС
работа ведется лишь по ряду приоритетных направлений (регио-
новедение, экология, энергетика, экономика, IT-технологии, нано-
технологии и педагогика).
Определенные трудности создают разные структуры высшего
образования. В Китае, как и в большинстве стран мира, система
трехступенчатая: бакалавриат (четыре года) + магистратура (чаще
три года) + докторантура (три-четыре года). Между Россией и
Китаем подписано Соглашение о взаимном признании докумен-
тов об образовании и ученых степенях (26 июня 1995 г.). Однако
формулировки этого соглашения достаточно общие, вследствие
чего практика признания российских дипломов в Китае опирается
скорее на традиции, чем на юридические документы. В результате
существуют практические сложности, в частности, с налаживани-
ем международных программ с выдачей двойных дипломов, а так-
же со статусами российского специалитета, степеней кандидата и
доктора наук.
Для успешного создания и расширения евразийского простран-
ства высшего образования отмеченные несоответствия и проти-
воречия надо решать. Вопрос о статусе российских степеней и