Стр. 149 - V

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2016
Современное состояние и задачи развития...
147
Это предполагает развитие программ с глубоким взаимным про-
никновением, например долгосрочные научные стажировки, сов-
местные научные исследования, совместные публикации, создание
совместных научно-исследовательских центров, международные
программы двойных степеней и двойных дипломов и т. д.
Для улучшения качества и глубины научных обменов необхо-
димо прежде всего совершенствовать системы взаимного призна-
ния научных результатов. Как Россия, так и Китай теперь призна-
ют в качестве научных достижений публикации в мировых базах
научного цитирования, в частности Web of Science (Китай делает
это целенаправленно и достаточно давно). Однако с признанием
публикаций в журналах из российского списка ВАК и соответст-
вующих китайских списков существуют технические сложности:
например, их невозможно использовать при защите диссертаций,
а следовательно, и в карьерном росте ученых. Кроме того, работа
по повышению научно-образовательной мобильности должна под-
крепляться стипендиями и грантами по поддержке академической
мобильности.
Не менее важным условием является преодоление институци-
ональных и ментальных барьеров. В России часто жалуются на
утечку мозгов. Ученые, работающие в области международных
миграций, давно заметили, что более гибкие миграционные пра-
вила способствуют текучей мобильности мигрантов, которые, вер-
нувшись на родину, не боятся потерять возможность снова уехать.
Жесткие миграционные правила, напротив, с большей долей вероят-
ности приводят к перманентной эмиграции
29
.
Для российских научных сотрудников и преподавателей зача-
стую является проблематичным согласование длительных научных
командировок. Устроившись в качестве, скажем, приглашенного
профессора в зарубежный университет, человек оказывается в си-
туации, где разрешение на выезд зависит от руководства, и в игру
вступают институциональные приоритеты, такие как: а кто же будет
вести занятия во время вашего отсутствия? Не имея возможности
уехать на время, сотрудник, возможно, выберет или увольнение и
эмиграцию со сжиганием мостов, или откажется от зарубежной по-
ездки, что плохо как в первом, так и во втором случаях.
В Китае для этой проблемы нашли хорошее решение. Преподава-
тель имеет право либо на годичный научный отпуск раз в пять лет,
либо на полугодичный - раз в два с половиной года. При этом для