Стр. 142 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Лариса Смирнова
140
студенты, которые отправляются получать образование за рубежом,
то есть они едут «учиться у других».
Однако в настоящее время философия международного образо-
вания меняется. Современные подходы к международным образо-
вательным программам, на которых строится интеграция в сфере
образования, характеризуются выражениями «учиться друг у дру-
га» или даже просто «общаться друг с другом», «обмениваться
друг с другом»
17
. Допустим, что российский студент приезжает в
Китай, изучает архитектуру, но одновременно получает информа-
цию о том, как вести дела в этой стране. Вернувшись в Россию, он
становится основателем студии архитектурного дизайна, которая
вместе со своим китайским партнером, бывшим однокашником,
выигрывает тендер на строительство дворца для летних Олимпий-
ских игр в Китае.
Сценарий, который кажется на первый взгляд невероятным,
таковым отнюдь не является. Пекинский национальный стадион,
построенный в преддверии Олимпийских игр 2008 года и более
известный как «Птичье гнездо», был совместным проектом швей-
царской архитектурной фирмы «Herzog & de Meuron», китай-
ского корифея современного искусства Ай Вэйвэя и «Китайской
группы архитектурного дизайна» («China Architecture Design &
Research Group»)
18
. Позднее коллектив, состоящий из Жака Гер-
цога, Пьера де Мёрона и Ай Вэйвэя, продолжил свое сотрудниче-
ство при строительстве сооружений для Олимпийских игр в Лон-
доне в 2012 году
19
.
Кстати, европейский Болонский процесс ставит своей целью от-
нюдь не направление студентов из менее развитых стран в более
развитые для приобретения знаний, а «создание зоны европейско-
го высшего образования как ключевого пути развития мобильности
граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития
континента». Обоснование для этого процесса красиво прописано в
Сорбоннской декларации 1998 года, где говорится: «Первые универ-
ситеты появились в Европе почти 750 лет назад. […] В те далекие
времена студенты и ученые свободно перемещались, распростра-
няя свои знания по всему континенту. Сегодня большинство наших
студентов заканчивают вузы, не имея опыта пребывания и учебы за
рубежом. […] Международное академическое признание и привле-
кательность наших систем образования напрямую связаны с их по-
нятностью, как в наших странах, так и за их пределами»
20
. Другими