Стр. 140 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Лариса Смирнова
138
Во-первых, экономический кризис 2008 года нанес удар по таким
устоям Вашингтонского консенсуса, как дерегулирование экономи-
ки, невмешательство государства и международное экономическое
развитие на основах вливания развивающихся стран в различные
форматы свободной торговли и рыночной конкуренции с развитыми
странами
9
. Во-вторых, развивающиеся экономики, и прежде всего
Китай, достигли беспрецедентно высокого уровня развития в боль-
шой степени вопреки рекомендациям доминирующей экономиче-
ской мысли и мировых финансовых институтов
10
.
В 2014 году нобелевский лауреат по экономике 2001 года Джозеф
Штиглиц, известный своей критикой доминирующей теории эконо-
мического развития, опубликовал книгу «Создание общества зна-
ния» («Creating a Learning Society»), ставшую новым манифестом
идеи «экономики знаний»
11
. По мнению Дж.Штиглица, достигшие
результатов в экономическом развитии современные государства и
общества обязаны своими успехами инновациям и знаниям. Обла-
дание знаниями как таковыми, а также способность учиться и вно-
сить свой вклад в процесс развития знаний составляют сегодня суть
различий между развитыми и развивающимися обществами. «Пред-
ставляется, - пишет Дж.Штиглиц, - что переход к обществам зна-
ния, который произошел в районе 1800 года в западных странах и в
недавнее время в Азии, оказал большее влияние на благосостояние
людей, чем успехи в распределении и накоплении ресурсов. Если
это так, то центральной задачей для экономистов и других ученых в
сфере общественных наук должно стать изучение того, как создать
общество знания»
12
.
Отсылки к идее социально-экономического развития, основан-
ного на знаниях, содержатся в Болонской декларации от 19 июня
1999 года - основополагающем документе Европейского про-
странства высшего образования (Россия присоединилась к этому
документу и Болонскому процессу в 2003 г.). В декларации от-
мечается, в частности, что «Европа знаний» теперь уже широко
признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного
развития» и что «важность образования и образовательного со-
трудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и де-
мократических обществ является универсальной и подтверждает-
ся как первостепенная»
13
.
Евразийская образовательная интеграция будет способство-
вать долгосрочному укреплению межгосударственных отношений