Стр. 167 - 01

Упрощенная HTML-версия

Валентин Богомазов
166
«Международная жизнь»
живавших из-за предполагаемых посяга-
тельств на нее» (р. 14).
Вместе с тем острая критика наследия Бе-
недикта XVI сопровождена замечанием:
«История определит, стала ли его отставка
последним актом данного папства или же
главным делом того понтифика на благо
РКЦ» (р. 17). И чувствуется, что П.Веллили
склоняется к мнению о нацеленности пап-
ского решения о сложении полномочий на
стимулирование церковной модернизации.
Рассуждения о понтификате Й.Ратцингера
на этом собственно и ограничиваются,
став своего рода отправной точкой для из-
учения гносеологических корней мировоз-
зрения Х.М.Бергольо и ключевых этапов
формирования его подходов к основным
вопросам бытия. Лейтмотивом сделанных
обобщений представляется констатация
выработанного у Папы Франциска уже в
детстве уважительного и бережного отно-
шения к труженику, сталкивающемуся в
жизни с множеством проблем и трудно-
стей, бедностью (р. 24).
На это нацеливали, отмечается, взгля-
ды родных будущего священнослужите-
ля, семейные чтения книг Х.Л.Борхеса,
Ф.М.Достоевского, прослушивание музыки
Л. ван Бетховена. Описание юношеских
привязанностей и интересов Папы Римско-
го не ограничивается футболом и включает
в себя его первые политические симпа-
тии. С редко встречающейся у западных
историков в подобных случаях взвешенно-
стью упоминается проявленное молодым
Х.М.Бергольо внимание к идеям коммуниз-
ма, цитируются воспоминания самого пон-
тифика на сей счет и слова «коммунистом
я никогда не был» (р. 29).
Показательным для понимания особен-
ностей характера и поведения иерарха
в молодости является описанный эпизод,
когда он не сообщает собственной матери
о решении посвятить себя церкви, начи-
нает учебу в семинарии, утверждая, что
занят изучением медицины. Заметив, что
среди учебников сына доминируют книги
по теологии и на латыни, обеспокоенная
мать задается вопросом: «Ты говорил, что
изучаешь медицину?» Последовал ответ:
«Я не обманул тебя. Я изучаю медицину, но
медицину души» (р. 30).
Вскоре после поступления в семинарию
будущий понтифик перенес тяжелую лихо-
радку, что привело к удалению верхней ча-
сти правого легкого. Операция спасла ему
жизнь, но изменила намеченные юношей
планы - сделала невозможной миссионер-
ское служение в сложных регионах планеты.
Оставшись в родной Аргентине, он погру-
жается в дела католической церкви соб-
ственной страны, где официальное веро-
учение традиционно сосуществует с так
называемой народной верой, обладаю-
щей к тому же своими святыми и покрови-
телями. Ему ясно, что между двумя школа-
ми проступают значительные расхождения.
Более того, идет острая борьба между сто-
ронниками и противниками «теологии ос-
вобождения» внутри католической церкви
Аргентины и внутри ордена иезуитов.
Начинающий священник не может не
знать, что иерархи Ватикана не просто
осуждают «теологию освобождения», но и
яростно отвергают использование отдель-
ными ее разработчиками марксистского
социологического анализа, тезиса о том,
что евангелие оправдывает бедного, встав-
шего на путь вооруженной борьбы против
богатого (р. 43).
В Латинской Америке между тем набира-
ет силу «Движение священников в защиту
третьего мира», 1500 представителей ко-
торого, приветствуя решения Второго Ва-