Стр. 168 - 01

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2015
Штрихи к портрету ПапыФранциска
167
тиканского собора, обращаются в конце
1960-х годов с посланием к Папе Павлу VI.
Они осуждают «насилие верхнего класса» и
«государственное насилие» и заявляют, что
насилие со стороны бедного перед лицом
подобного является понятной реакцией
(р. 43).
Ватикан, опираясь на приведенный факт,
как рельефно подано в исследовании, по-
шел на передергивание смысла «теологии
освобождения» и стал утверждать о заци-
кленности этого учения на вооруженной
борьбе. В условиях холодной войны и пра-
вящие круги латиноамериканских стран
усмотрели в «теологии освобождения» не-
кое свидетельство сползания континента
на рельсы коммунизма.
По выводу П.Веллили, «США придержива-
лись аналогичного взгляда и использовали
ЦРУ для обострения церковного раскола
между консервативными и обновленчески-
ми элементами, находясь в тылу у консер-
ваторов. Было создано [в ЦРУ] даже специ-
альное подразделение, предназначенное
для работы по данному вопросу с Ватика-
ном» (р. 44).
Политическая жизнь Аргентины 1960-
1970-х годов пронизана мощной турбу-
лентностью с проявлениями ультранаци-
онализма, фашизма, антикоммунизма.
Молодой пастырь ищет свое место в столь
сложной обстановке и следует наставлени-
ям действующих «отцов церкви». Именно в
это время ему поручают быть духовником
правоконсервативной «железной гвардии»,
что подразумевает неукоснительное следо-
вание директивам Ватикана и националь-
ных властей. И с 1971 по 1986 год так и
будет вести себя священник Х.М.Бергольо.
Его избрание в 1973 году провинциалом,
то есть руководителем отделения ордена
иезуитов в Аргентине, стало следствием
того, что предыдущий глава данной струк-
туры - Рикардо Дик О’Фаррелл не скрывал
своей открытости веяниям, порожденным
Вселенским собором, и в частности идеям
«теологии освобождения», поддерживал де-
ятельность базовых общин, где обездолен-
ный давал собственную трактовку положе-
ниям евангельского учения.
Радикальный пересмотр курса, вызы-
вавшего ярость ретроградов, характери-
зует избранную новым руководителем
аргентинских иезуитов направленность
активности (р. 47). Одновременно он,
по приведенным наблюдениям знавших
его, демонстрирует свои сильные личные
качества: аскетизм, высокую работоспо-
собность, последовательную привержен-
ность социальной доктрине католицизма.
В 1976 году в Аргентине происходит госу-
дарственный переворот, и военная хунта,
взявшая власть, убеждена, что ей «выпало
участвовать в первых сражениях третьей
мировой войны, защищая Западное полу-
шарие от международного коммунистиче-
ского заговора». Примечательно гневное
суждение автора книги: «Первоначально
хунта хватала активистов и сторонников
левых позиций, но быстро сие было рас-
пространено на профсоюзных лидеров,
ученых, студентов, деятелей культуры и
искусства, писателей, журналистов и психо-
аналитиков» (р. 65). Основанием для аре-
ста и преследования могло оказаться, как
подчеркнуто, «нахождение в плохом месте,
в плохое время».
Задержание двух священников-иезуитов
Франсиско Халикса и Орландо Йорио было
произведено в мае 1976 года в бедней-
шем пригороде Буэнос-Айреса, где они уже
шесть лет до того проповедовали среди оби-
тателей трущоб. Оба подвергаются пяти-
дневным пыткам, от них требуют признаний