«Международная жизнь»
Евгений Осипов
72
Следующи этап, начавши ся в 1990-х годах, уже характеризуется
термином «интеграция», то есть более активным привлечением цер-
кви к государственно политике. Необходимость интеграции церкви
и государства возникла в связи с трудностями в адаптации достаточ-
но уже значительного к тому времени мусульманского населения к
исторически сложившимся нормам жизни во французском обществе
5
.
Миграционны вопрос во Франции также существует достаточно
давно, и французская миграционная политика прошла в свое исто-
рии несколько этапов, во многом связанных с выше перечисленными
периодами в политике светскости. Франция уже несколько столети
является страно , принимающе большое количество иностранцев.
Вспомним, например, обширную польскую диаспору, обосновавшу-
юся в Париже в XIX веке. Однако история современного миграцион-
ного вопроса в Пято республике началась в 1950-1960-х годах, когда
в страну прибыло большое количество мигрантов из стран Магриба.
На первом этапе (XIX в. - 1960-е гг.) миграционная политика Фран-
ции по отношению к иностранцам из Европы и Северно Африки вы-
страивалась на принципе
ассимиляции
. Эта модель предполагает, что
прибывшие на территорию страны люди должны перенять сложивши-
еся в не нормы жизни: язык, культуру, обычаи и традиции. Принцип
ассимиляции означает, что даже в частно жизни бывшие мигранты
должны пере ти на нормы, принятые в их ново стране. Таким обра-
зом, в отличие, например, от США, Канады или Австралии, Франция
изначально была страно «исключительного выбора, в которо сохра-
нение врожденно этническо идентичности [у мигрантов] восприни-
малось как знак до конца не завершенно ассимиляции»
6
.
Первые несколько десятилети ассимиляция североафриканского
населения во Франции шла достаточно удачно. Однако впоследствии
возникли серьезные трудности с так называемыми «мигрантами второ-
го поколения». Ключевыми в этом смысле стали 80-е годы XX века.
В 1983 году в ответ на проявления расизма и дискриминации по
отношению к этническим арабам в Марселе прошел первы «марш
за равенство и против расизма», устроенны выходцами из Магриба.
Акция стала популярно , в 1984 году появилась существующая до
сих пор организация «SOS Racisme». Тогда же, в 1984 году, подобны
марсельскому марш прошел и в Париже, а его организаторы были
приняты в Елисе ском дворце Франсуа Миттераном. К сожалению,
как показала последующая история, участники марше 1983-1984 го-
дов не добились поставленных целе , наоборот, проблема с ассими-