Стр. 73 - V

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2016
Фактор национальной идентичности в современной Франции
71
нально идентичности. Именно вокруг термина «идентичность»
выстраивается сегодня новая политическая структура Пято респу-
блики. Связано это с ростом иммиграционного потока в Европу, с
трудностями в адаптации арабского населения Франции, уже не в
первом поколении проживающего в границах страны, с негативны-
ми последствиями пятого и шестого расширения ЕС, с усилением
экономических проблем, в первую очередь ростом безработицы, с
террористическими угрозами, ставшими особенно актуальными по-
сле серии терактов в Париже в 2015 году, и, конечно, с подъемом
политического популизма в стране. Отметим, что идентичность не
могла бы стать главно политическо темо при прежнем противо-
стоянии правого и левого лагере .
Особенностью современного интереса французов к понятию
«идентичность» является то, что термин употребляется в основном в
узком, этнорелигиозном смысле, то есть речь преимущественно идет
о защите Франции от арабского и исламского влияния. Иными слова-
ми, лозунг сохранения французско идентичности сводится к двум
вопросам: иммиграция (включая проблему адаптации тех, кто уже
прибыл на территорию Пято республики) и защита светскости.
Проблема включения мигрантов в общество и защита светско-
сти как главных составляющих французско идентичности появи-
лась достаточно давно. В том что касается светскости, то вслед за
известным исследователем Филиппом Портье можно выделить три
исторических периода. С момента принятия закона о разделении
церкви и государства во Франции в 1905 году и вплоть до 1960-х
годов - период де ствительного отстранения церкви от обществен-
но жизни. Впоследствии, в 1960-1970-х годах, между двумя ин-
ститутами начинается период постепенного взаимного признания.
Церковь смягчает свои взгляды по некоторым ключевым вопросам
политическо жизни, приближая их к республиканским идеалам.
В частности, она признает светски характер государства, положи-
тельно характеризует принцип политического плюрализма и при-
зывает верующих активнее участвовать в политическо жизни. В це-
лом происходит частичное смешение частно и публично жизни,
религиозно и политическо сфер. Церковь становится регуляр-
ным партнером государства
4
. Знаковым моментом в этом смысле
стала легализация контрацепции и абортов, которая произошла по-
сле консультаци двух палат французского Парламента с предста-
вителями церкви.