Стр. 106 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Братислава-2016
104
тренда: только треть немцев считает ведущие СМИ подлинно независи-
мыми, а большинство полагает, что новостные каналы искажают реаль-
ность, находясь под влиянием лоббистов из правительства, политиче-
ских партий, бизнеса.
Германия, конечно, не исключение. Все больше европейцев, да и не
только европейцев, не доверяют традиционным СМИ. Причина - тема
уже другого доклада. Отмечу, однако, что современный человек до-
верчив. Если он разочаровывается в одном источнике информации, он
уходит от него, но достаточно редко пытается искать данные по разно-
направленным каналам, сравнивая то, что он узнает, проводя самостоя-
тельный анализ. Люди просто меняют поставщика сведений и все чаще
находят его в Интернете.
В начале века было достаточно много иллюзий насчет Всемирной
сети, полагая, что бесконтрольность ее новостных потоков обеспе-
чит гласность, объективность освещения мировых процессов, в том
числе закулисных. Интернет действительно свободен, хотя суще-
ствуют попытки ограничить его свободу, но пока в общем и целом
каждый может писать там все что угодно. Но у этой свободы прав и
ответственности есть оборотная сторона. Интернет представляет со-
бой не только поле для истины, но и простор для манипуляций. Как
грибы, растет огромное количество различных порталов, «независи-
мых» в кавычках и без них, которые поставляют сведения на любой
вкус. И сотрудники таких порталов, называя себя журналистами, фак-
тически не отвечают за информацию или дезинформацию и реакцию,
вызванную ей.
В мире насчитывают 1 млрд. 650 млн. пользователей «Facebook».
В Германии, например, эту платформу регулярно использует 41% на-
селения страны. Где-то эта доля выше или ниже. В арабских странах,
например, более популярен «Twitter», которым немцы пользуются
менее активно. Но социальные сети в целом превратились в мощ-
нейший инструмент влияния на умы. После государственных пере-
воротов в Тунисе в 2010 году и Египте в 2011-м возник новый термин
«твиттерная революция». Он описывает возникновение и координа-
цию массовых протестов с помощью соцсетей в обход традиционных
СМИ и информационных средств коммуникации. Такие движения не
имеют видимых лидеров, вроде бы сами развиваются, обретая по
пути собственную динамику и разрастаясь как снежный ком.
В ноябре 2013 года украинский блоггер Мустафа Найем был первым,
кто призвал противников Президента Виктора Януковича выйти на ки-