Стр. 114 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Терских
108
присутствия в данном регионе, претендующем на звание «локо-
мотива роста» мировой экономики. Логичным шагом на этом на-
правлении можно считать активное продвижение американской
администрацией инициативы о создании Транстихоокеанского
партнерства.
Основным направлением внешней политики США во времена
администраций Дж.Буша-младшего был преимущественно ближне-
восточный вектор. Одним же из первых заявлений Б.Обамы на по-
сту президента стала озвученная необходимость скорейшего свора-
чивания военных кампаний в Ираке и Афганистане, концентрации
внимания на других направлениях, в первую очередь азиатско-тихо-
океанском. Это относится как непосредственно к перегруппировке
вооруженных сил (обозначено, что к 2020 г. 60% военно-морских
сил США будут постоянно находится в АТР
2
), так и к участию в
экономических интеграционных проектах в регионе. Говоря о не-
обходимости участия Вашингтона в ТТП, торговый представитель
США Р.Кирк заявил, что в АТР в настоящее время высокими тем-
пами развиваются интеграционные процессы, в которых США не
участвуют, что приводит к существенному сокращению доли США
на ключевых рынках. Подключение же Вашингтона к переговорам
должно переломить этот тренд
3
.
Переговоры еще не завершены, однако сам проект вызвал небы-
валый интерес мировой общественности, в том числе и тех стран,
которые не принимают в них участия. Внимание к будущему согла-
шению обуславливается его масштабом. В настоящее время в пере-
говорах участвуют 12 стран, при этом доминируют страны с разви-
той экономикой, однако в них также участвует Вьетнам, чей ВВП
на душу населения ниже 4 тыс. долларов. Среди обсуждаемых во-
просов, помимо непосредственного снижения тарифных ограниче-
ний, также присутствуют следующие направления: правила конку-
ренции, сотрудничество и обмен опытом, трансграничные услуги,
таможенные процедуры, электронная коммерция, экология, финан-
совые услуги, государственные закупки, интеллектуальная собст-
венность, инвестиции, труд, средства правовой защиты, доступ на
рынки товаров, правила их происхождения, санитарные и фитоса-
нитарные меры, технические барьеры в торговле, телекоммуника-
ции, права человека
4
. Фактически Транстихоокеанское партнерство
можно назвать интеграционным объединением нового типа, охва-
тывающим многие сферы функционирования государства. В этой