Стр. 113 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2015
Транстихоокеанское партнерство: интересыСоединенныхШтатов Америки...
107
ставляло собой зону свободной торговли без каких-либо заявок на
дальнейшее углубление интеграции. Но в 2008 году проектом заин-
тересовались Соединенные Штаты, которые придали его развитию
новый импульс. Подключение крупнейшей мировой экономики
закономерно привлекло к инициативе и другие страны - Австра-
лию, Вьетнам, Канаду, Малайзию, Мексику, Перу. Последней в
2013 году к переговорам присоединилась Япония. Однако, учиты-
вая провозглашаемый открытый характер соглашения, не исклю-
чено, что в будущем формат расширится за счет некоторых дру-
гих азиатско-тихоокеанских государств, в частности свой интерес
обозначили Южная Корея и Тайвань. На сегодняшний день обсу-
ждается вопрос уже не о расширении подписанного в 2005 году со-
глашения, а о фактически новом документе, включающем, помимо
создания непосредственно зоны свободной торговли между страна-
ми-участницами, широкий спектр вопросов - от инвестиционного
сотрудничества до охраны прав интеллектуальной собственности и
экологических стандартов.
Несомненный интерес в данном процессе представляют пози-
ции Вашингтона и Ханоя. Вашингтона - как основного движителя
нового интеграционного формирования, претендующего на зва-
ние преференциального торгового соглашения нового типа. Ханоя
- как наиболее слабого с экономической точки зрения участника
переговоров, у которого, помимо всего прочего, сохраняются со-
циалистическая надстройка и политическое руководство со сторо-
ны Коммунистической партии, при этом проводятся реформы, свя-
занные с адаптацией рыночных механизмов. Не менее интересен
и политический аспект соглашения, участвуя в котором США рас-
считывают решить свои геополитические, а Вьетнам - региональ-
ные задачи.
Провозглашенный Президентом США Б.Обамой вскоре после
вступления в должность «разворот в Азию»
1
на протяжении двух
сроков его администрации остается лейтмотивом внешнеполити-
ческой линии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Намечен-
ный в начале нового века тренд на смещение «центра тяжести»
мирового политического и в особенности экономического разви-
тия с Запада на Восток приобретает все более отчетливые формы
- на Азиатско-Тихоокеанский регион уже приходится более 55%
мирового ВВП и около половины мировой торговли. В этой свя-
зи ключевой задачей Вашингтона становится обеспечение своего