Стр. 91 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Виталий Бушуев
90
Богатство, которое в наш меркантильный век считается капита-
лом, - это не самоцель, а лишь потенциал устойчивого развития,
которое включает в себя и рост материальной базы производства, и
увеличение культурных и духовных ценностей социума. Устойчивое
развитие - это не только эффективное использование своего потен-
циала (ресурсного, производственного, экономического) для обеспе-
чения качества личной и общественной жизни, но и приумножение
этого потенциала для общественного блага.
Причем новый воспроизведенный потенциал - это преимущест-
венно социогуманитарное богатство общества, его интеллектуаль-
ный и культурный человеческий капитал. Его величина не ограни-
чивается финансовыми затратами общества на образование и досуг
населения, как это представлено в методике Всемирного банка, а
отражает состояние нравственности, духовных ценностей человека,
устремленного не только к потреблению имеющихся благ, но и к их
воспроизводству в интересах последующих поколений.
Если потенциал - это только возможность для жизнеобеспечения,
то его эффективное использование и развитие - это процесс. А вся-
кий процесс, всякое действие, включая движение, работу, жизнь, - это
энергия. Поэтому цивилизация - это энергетическая система жизне-
деятельности. А конкретный вид этой системы зависит как от имею-
щихся и используемых потенциальных социоприродных возможно-
стей ресурсного и культурно-производственного вида, так и от того,
во имя чего эти ресурсы используются - только для роста материаль-
ного богатства или для гармоничного развития человека и общества.
С этой точки зрения сегодня в мире можно выделить как мини-
мум три цивилизационные системы: североатлантическую (с до-
минантой индивидуализма и капитализма), восточноевразийскую
(с доминантой природного потенциала, включая территорию и рас-
тущий человеческий капитал, интегрированный в коллективистские
формы общежития) и ближневосточную исламскую (с доминантой
религиозно-общинной формы мировосприятия). Каждая из этих ци-
вилизационных систем не лучше и не хуже других, они - разные.
И пытаться обвинять друг друга в отсталости, насаждать свои цен-
ности, диктовать свою волю - это значит переводить естественный
процесс многовекторной эволюции мира в однонаправленную стре-
лу собственного восприятия мирового развития.
Сегодня существует почти всеобщее осознание, что развитие ци-
вилизации, опирающееся только на рост материального производст-