Стр. 90 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
89
Энергия Евразии и борьба цивилизаций
ной мощи? Но ведь варвары Аттилы разгромили Римскую империю.
А уровень культурного развития Древней Руси превосходил средне-
вековую Европу.
Многие индустриально развитые страны Атлантического сою-
за сегодня считают лишь себя цивилизованным миром, отказывая в
этом так называемым «развивающимся» странам Южной Америки,
Африки, Центральной и Южной Азии и АТР. При этом игнорируется
тот непреложный факт, что там развивается своя культура, свои пред-
ставления о ценностях, свой духовный мир и менталитет. Попытка в
условиях экономической, военной и информационной глобализации
выдать свои (атлантические) ценности (индивидуализм, личная сво-
бода, частная собственность) за общечеловеческие означает противо-
поставление одного атлантического мира всем другим народам. А си-
ловое насаждение этих ценностей всему миру, естественно, вызывает
ответную негативную реакцию. В то же время уйти от понятий циви-
лизационного материального и духовного уровня невозможно, как с
точки зрения обоснования имеющегося разнообразия ценностей, так
и выбора вектора дальнейшего развития всех и каждого.
Необходимо более полно представить само понятие, ибо это по-
зволит нам лучше усвоить объективные процессы мирового разви-
тия и наши субъективные возможности поведения. Если читать по
слогам: ци - энергия, вил, вл - владение, то понятие «цивилизация»
восходит к древним восточным языковым комбинациям и означает
систему владения и использования того ресурса, того общественно-
го богатства (сегодня отождествляется с национальным капиталом
отдельных стран), которым обладает тот или иной социум. Энергия
- это не только физическая форма всякой (материальной и культур-
ной) деятельности. А национальное богатство - это комплексный
потенциал устойчивого развития, охватывающий не только совокуп-
ность природных ресурсов, но и социогуманитарный потенциал, в
том числе и организацию общества и его менталитет.
Этот потенциал используется разными субъектами в своих собст-
венных интересах для жизнеобеспечения своего общества или в ин-
тересах всего человечества. Но при этом осознается, что интересы
различных субъектов мировой системы могут быть различны и не
сводятся только к уровню материального и экономического разви-
тия стран и народов. Так же как одно идеологическое клише, обра-
щенное в виртуальное будущее, не является долгоиграющим стиму-
лом для многих поколений.