Стр. 52 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Антикризисные механизмыОБСЕ...
51
переходом этой страны на режим свободной торговли с ЕС. Отсут-
ствие реального диалога (в силу разных причин) между ЕС, Украи-
ной и Россией, представляющей в том числе интересы Таможенного
союза, по сглаживанию торгово-экономических последствий вхо-
ждения Украины в зону свободной торговли ЕС и недальновидная
ставка ЕС на продавливание ассоциации Украины с ЕС любой це-
ной в итоге вылились в цепь непредсказуемых последствий, втянув-
ших Украину в воронку политической дестабилизации и внутренне-
го вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.
Позднее, уже в разгар кризиса на Украине, вопросы экономи-
ческих рисков для России в связи с переходом Украины на режим
свободной торговли с Евросоюзом стали темой для консультаций
между ЕС и Россией. Более того, в Брюсселе была достигнута до-
говоренность о создании трехсторонней группы для экспертного
обсуждения этой проблематики. Наличие конфликтных ситуаций
признали и в высших эшелонах Еврокомиссии. «Несомненно, ли-
берализация торговли между Евросоюзом и Украиной может при-
вести к потенциальным экономическим рискам и озабоченности
для России», - заявлял еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт
4
.
Получается, что заблаговременным прогнозированием соци-
ально-экономических и политических рисков для России и других
стран ТС, сопряженных с ассоциацией Украины с ЕС, и разработ-
кой мер по нейтрализации их дестабилизирующих последствий в
Брюсселе предметно не занимались. Эти важные вопросы в силу
непонятных причин выпали из поля зрения кризисной дипломатии
ЕС, хотя по своему «поражающему эффекту» на политическую ста-
бильность, прежде всего на Украине, они могут быть приравнены к
военно-политическим факторам.
Последовавший затем глубокий политический кризис на Укра-
ине, возникший в том числе вследствие ошибочных решений тог-
дашнего руководства страной в выборе оптимальной стратегии в
отношении ассоциации с ЕС, еще сильнее углубил негативное воз-
действие имевшихся рисков.
К грузу неурегулированных проблем добавилось бремя экономи-
ческих и финансовых санкций, введенных летом 2014 года как Евро-
союзом против России, а также ответных санкций России. Здесь сле-
дует отметить, что «сюрреализм» ситуации заключается в том, что
Европейский союз по смыслу Маастрихтского договора о ЕС (ДЕС)
(Treaty on European Union, 1992 г.) должен применять санкции («ре-