Стр. 53 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Игорь Щербак
52
стриктивные меры») для достижения целей внешнеполитической
деятельности Союза, изложенных в статье 21(2) ДЕС, в том числе
для «предотвращения конфликтов и укрепления международной без-
опасности».
Представляется, что в свете последних событий необходим тща-
тельный анализ практики и последствий «рестриктивных мер»,
а также торгово-экономических рисков, связанных с расширени-
ем экономического пространства ЕС, их влияния на стабильность
и уровень доверия в отношениях между ЕС и Россией, с тем что-
бы исключить в будущем повторение «украинского прецедента».
Важно также модернизировать антикризисные и переговорные ме-
ханизмы ЕС, включив в них меры по предотвращению кризисных
ситуаций, связанных с упомянутыми проблемами. Очевидно, что
потребуется создание подобных структур и в рамках ТС, и будущего
Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для обеспечения адек-
ватного переговорного процесса.
С учетом нынешней кризисной ситуации в отношениях между
ЕС и Россией вряд ли следует ожидать быстрой нормализации об-
становки и активизации переговорных механизмов с целью нахо-
ждения взаимоприемлемых развязок по линии ЕС - Россия - ТС (те-
перь Евразийский экономический союз).
В этой ситуации логичным было бы возложение этой важной
задачи на ОБСЕ, которая могла бы заполнить создавшийся ваку-
ум и сыграть роль посредника не только в нормализации торго-
во-экономических связей в «треугольнике» ЕС - Россия - ТС, но и
заложить основу для нейтрализации кризисных факторов, связан-
ных с экономическим расширением ЕС и противоречиями между
законными интересами России и ее партнеров по ТС и известны-
ми процессами в ЕС. Иными словами, речь могла бы идти о но-
вой роли ОБСЕ в деле подготовки гармонизации условий для на-
лаживания в перспективе взаимовыгодного сотрудничества между
ЕС - Россией - ТС.
Международно-правовой основой для расширения антикризис-
ного инструментария ОБСЕ может послужить принятая в 1999 году
на саммите ОБСЕ в Стамбуле «Хартия европейской безопасности»
и ее составная часть - «Платформа безопасности, основанная на
сотрудничестве». В этих документах указывается, что принципы
Платформы применяются ко всем измерениям безопасности: воен-
но-политическому, человеческому и экономическому. Более того, за