Стр. 106 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Феномен постсекулярного
105
должны понимать религию в рамках либерального подхода, поэтому он
предлагает «понимать культурную и социальную секуляризацию как
двоякий образовательный подход, заставляющий как просветительские
традиции, так и традиции религиозных учений осмыслить пределы
каждого из этих воззрений»
15
.
Немецкий философ вводит понятие постсекулярного общества для
описания условий, в которых в либеральном обществе должны сосу-
ществовать верующие и неверующие граждане. Он говорит о том, «ка-
кие нормативные ожидания либеральное государство»
16
налагает на
этих граждан. В постсекулярном обществе каждая из сторон должна
взаимодополнять друг друга, учитывая секулярную и религиозную тра-
диции, и вести диалог на общественные темы. В современной постсе-
кулярной Европе большинство граждан принимают плюрализм - сосу-
ществование различных религиозных общин в либеральном обществе.
В Великобритании, например, на фоне падающей религиозности
коренного населения наблюдается рост религиозных настроений
среди некоренного населения этой страны. Исходя из проведенных
в Великобритании последних переписей населения (2001, 2011 гг.),
становится очевидным, что в стране происходит неуклонное сокра-
щение числа христиан. Если в 2001 году 72% населения считало
себя христианами, то в 2011 году только 59%. Эти результаты свиде-
тельствуют о том, что на фоне дехристианизации Великобритании
наблюдается постоянный рост приверженцев ислама. В этой связи
британское общество, безусловно, можно считать постсекулярным,
так как либеральные секулярные ценности этого общества посте-
пенно замещаются ценностями ислама.
Определение современных обществ как постсекулярных «харак-
теризует перемену в сознании, вызванную тремя главными явлени-
ями»
17
. Во-первых, общественное сознание меняется под влиянием
опосредованного СМИ, когда многие конфликты современности
преподносятся как религиозные. Во-вторых, «религия набирает вес
и внутри обществ национальных государств»
18
, то есть религиозные
общины, сосуществующие в либеральном обществе, могут по-свое-
му истолковывать какие-то общественные или политические собы-
тия. Третий фактор, повлиявший на сознание граждан, - постоянная
иммиграция рабочей силы и беженцев из стран с традиционалист-
ской культурой.
Объясняя эти три явления, Хабермас приходит к выводу о том,
что западные секуляризированные общества можно назвать однов-