Стр. 105 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Мария Грановская
104
как катастрофа в Нью-Йорке и явившиеся ее результатом войны в
Афганистане, Ираке и т. д. заставили задуматься о понимании смы-
сла религиозного конфликта между Западом и исламским миром.
Говоря о возвращении религиозности, нельзя не упомянуть так-
же о религиозных войнах в Европе в конце холодной войны. Одна-
ко эти войны не могут быть строго определены как религиозные,
потому что такие понятия, как «религия», «этнос» или «идентич-
ность», теряют свой подлинный смысл, когда используются в поли-
тических целях.
«Тезис о секуляризации, согласно которому ожидалось, что рели-
гия будет приходить в упадок в ходе возрастающей модернизации
обществ, оказался ложным; по известному выражению американ-
ского социолога религии Питера Бергера, мир является «таким же
яростно религиозным, каким был всегда»
11
.
Проведенный анализ соотношения религии и политики показал,
что в мировой политике действительно стал учитываться религиоз-
ный фактор. Возникла необходимость более тщательного отношения
к понятиям идентичности и этнической принадлежности. В то же
время многим конфликтам современности, развязанным исключи-
тельно по политическим мотивам, придается религиозный оттенок.
ИНТЕРПРЕТАЦИИПОСТСЕКУЛЯРНОГО
В ПОЛИТИЧЕСКОМДИСКУРСЕ
Согласно первой интерпретации, принадлежащей социологу Бер-
геру
12
, возвращение религии в политику связано с возрождением
фундаменталистских религий, особенно протестантского еванге-
лизма и фундаменталистского ислама»
13
. В то же время приходится
констатировать, что такие взаимосвязанные понятия, как религия,
этническая принадлежность и идентичность, могут использоваться
только по политическим соображениям.
Наибольшим авторитетом в научном мире пользуется интерпрета-
ция понятия постсекулярного, принадлежащая Ю.Хабермасу. В работе
«Постсекулярное общество - что это?» он заявляет о том, что постсе-
кулярным может быть только высокоразвитое западное общество,
«пребывавшее когда-то в состоянии секулярного»
14
. Философ предла-
гает понимать секулярное и постсекулярное как взаимосвязанные по-
нятия. Граждане постсекулярного общества, по мнению Ю.Хабермаса,