Стр. 104 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Феномен постсекулярного
103
например, режим шаха Реза Пехлеви в Иране и Нго Дин Дьема во
Вьетнаме. Советский Союз реализовал наиболее радикальную мо-
дель секуляризма - коммунистический атеизм, который послужил
идеологическим основанием мировой империи»
10
.
Постепенно процесс секуляризации распространялся по все-
му миру. К середине XX века он достиг своего наивысшего пика.
Секуляризация, казалось бы, оставляющая позади религиозные и
этнические различия, стала одной из главных характеристик эпохи
модерна.
Поворотной точкой в этом процессе всемирной секуляризации
явилась Исламская (хомейнистская) революция 1979 года в Иране,
которую большинство исследователей рассматривают как наиболее
важное событие, во многом обусловившее восстановление религи-
озного фактора в мировой политике. В 1979 году в Иране произо-
шел решительный отказ от секуляризма и связанного с ним колони-
ального прошлого. Эффективное освобождение от колониального
прошлого совпало с восстанием против западного секуляризма.
Как отмечает Бордони, в период после 1979 года «религиозный
радикализм рос повсеместно, и не только в рамках ислама. Он начал
жестоко противопоставлять себя секуляристским режимам». Убий-
ство Садата «Братьями-мусульманами» в 1981 году, расправа над
Индирой Ганди в 1984 году, а также кровавая война в Афганистане -
события, явившиеся предвестниками индоктринации радикального
ислама и отказа от унифицированной западной культуры.
В последние несколько лет исследователи говорят о феномене
возвращения религии в общественную и политическую жизнь.
Крушение биполярной системы международных отношений
в 1990-х годах, в которой одно из государств являлось «бастио-
ном секуляризма» и даже оплотом атеизма, Исламская революция
1979 года, послужившая импульсом к интенсивному распростра-
нению радикального ислама, - события XX века, свидетельству-
ющие о смене парадигмы современного развития - из секулярно-
го мир постепенно превращается в постсекулярный.
Однако главным потрясением для устоявшейся мировой полити-
ческой системы стали террористические атаки в США 11 сентября
2001 года, возвестившие об окончании века глобализации и начале
новой постсекулярной эпохи в истории человечества. Они высве-
тили необходимость возвращения в мировую политику нового по-
нимания религии, идентичности и этнической принадлежности, так