Стр. 103 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Мария Грановская
102
церковной собственности, но немногим позже этот феномен на-
чинает существенно видоизменять европейскую культуру и поли-
тическую жизнь, превознося человеческий Разум и все больше от-
чуждая Бога от человека.
Секулярный дискурс постепенно развенчивал все религиозное,
отказывая ему хоть в какой-нибудь значимости. Секуляризация тес-
но связана с идеей прогресса, который часто называют «подлинной
религией западной цивилизации»
7
. Также уместно сказать о про-
цессе секуляризации самой идеи прогресса, который достиг сво-
его пика в XX веке. Человек понимается в теории прогресса как
существо, бесконечно совершенствующееся и устремленное к ра-
циональному и научному истолкованию законов природы и отказу
от груза прошлых суеверий и предрассудков. Все явления должны
были пониматься в контексте секулярного дискурса.
В современной философии и социологии существует большое ко-
личество интерпретаций секуляризации. Разновидности этого про-
цесса - доказательство его противоречивого характера. Наиболее
взвешенную оценку понимания секуляризации дал философ Чарльз
Тэйлор. В своей фундаментальной работе «Секулярный век» он пред-
ложил наиболее верное, с его точки зрения, толкование этого поня-
тия. «В «секулярную эпоху» произошел отказ от всех целей, не свя-
занных с самосовершенствованием и процветанием человечества»
8
.
Зародившись в Европе в XIX веке, политический секуляризм
дал начало современным идеологиям, но стал всемирно популяр-
ным только в XX веке, после окончания Первой мировой войны и
революции 1917 года», когда в России установился первый в но-
вой истории атеистический режим. Повсеместное распространение
секуляризма оставило позади традиционные для некоторых об-
ществ религии, которые в скором времени заменили «известные»
квазирелигии ХХ века - нацизм и коммунизм. ХХ век был «веком
крайностей», идеализма, фанатизма и расизма
9
, веком атеизма и са-
монадеянности.
Многие исследователи упоминают революцию в Мексике 1910-
1917 годов, которая привела к принятию Конституции, предусма-
тривавшей радикальную секуляризацию общества и государства,
а также кемализм, модернизировавший по западному образцу Тур-
цию в 20-х годах ХХ века. Политическая модернизация развива-
ющихся стран была неразрывно связана с секуляризмом и вестер-
низацией. «США поддерживали секулярные режимы, такие как,