Стр. 102 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Феномен постсекулярного
101
дународных отношений. Религия с этого момента сходит с орбиты
политической жизни и постепенно теряет свой авторитет. Начатый в
эпоху Возрождения и ставший легитимизированным в Новое время,
этот процесс достиг, пожалуй, своей наивысшей точки в XX веке.
Он неумолим в своей линейности, и его завершающий этап - проте-
стантская теология смерти Бога. Отделение церкви от государства в
конце концов приводит к упадку религии и веры вообще.
Один из лидеров радикальной протестантской теологии, полу-
чивший известность в 1960-х годах, Томас Альтицер пишет: «Бог,
который раскрывает себя в истории, - это Бог, который опустоша-
ет себя от полноты первоначального Бытия. Тем самым он дейст-
вительно и истинно становится явленным в истории, и в конечном
итоге история становится не просто ареной откровения, но самим
воплощенным телом Бога. Соответственно, откровение здесь - это
актуальное движение от Начала к Концу»
4
. Бог являет себя в исто-
рии и самоустраняется, когда умирает во Христе, а христианин ос-
вобождается от «чуждой власти опустошенной и погруженной во
власть трансцендентности»
5
.
Т.Альтицер предлагает новое толкование христианского учения,
далекое от теологии в традиционном понимании этого слова, напо-
минающее скорее атеизм или антитеологию. В книге «Смерть Бога.
Евангелие христианского атеизма» Бог приравнивается к человеку.
В США в 1960-х годах этой радикальной теологией вооружились
борцы против традиционных норм морали, являющиеся сторонни-
ками перемен в американском обществе. Новая форма веры, прису-
щая секуляризированному обществу, должна отрицать все прошлые
формы веры. Это учение отражает глубокий кризис секулярного
общества, отрицающего не только конформизм и религию, но даже
и самого Бога. Альтицер как бы пытается пересмотреть взаимоот-
ношения Бога и человека, уничтожая все устоявшиеся ценности.
«Смерть Бога» является событием, положившим начало этапу ради-
кального нигилизма - тому, который так остро предчувствовал Ниц-
ше, болезненному этапу «тотальной утраты веры»
6
в христианского
Бога на Западе.
Кульминацией секуляризма в Европе стала Французская ре-
волюция 1789 года, которая послужила толчком к еще большему
«отчуждению «короны от алтаря», распространившемуся впослед-
ствии практически на всю Европу. Во время заключения Вестфаль-
ского мира под термином «секуляризация» понималось изъятие