Стр. 101 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Мария Грановская
100
После десятилетий, ознаменованных идеологической борьбой между
СССР и США, образовался вакуум, который необходимо было запол-
нить в том числе и ранее утраченными и частично забытыми религи-
озными ценностями, которыми так успешно оперируют в своих целях
американские политики неоконсервативного толка. Религия в данном
случае - не более чем инструмент новой идеологии. Как пишет фран-
цузский философ-социолог Жорж Корм, «интеллектуальный механизм
того же типа движет сегодня, по всей видимости, и идеологами нового
мирового порядка. Теперь во имя защиты «иудео-христианской циви-
лизации» в самом центре дискурса господ нового мирового порядка,
строящегося на американской силе, утверждается то же самое презре-
ние к жизни Другого, но этот Другой - уже не «большевик-революци-
онер, а исламистский адепт «Четвертой» мировой войны»
1
. Религия в
данном случае подкрепляет новую идеологию наравне с новыми лаге-
рями военнопленных, тюрьмами, бесконтактными войнами, в ходе ко-
торых погибают невинные люди, и становится оправданием «нового
геополитического порядка», установленного США.
«Новые одежды для старых идей - в мире, который понять слож-
нее, чем вчера»
2
, - справедливо отметил французский философ. По-
хожую оценку современного мира и месту религии в нем дал и не-
мецкий философ Юрген Хабермас: «Заметим, что часто тлеющие
конфликты, имеющие совершенно иную, мирскую подоплеку, разго-
раются только с облачением их в религиозные одежды»
3
. В качест-
ве одного из примеров десекуляризации в угоду политике философ
приводит активную деятельность религиозных правых сил в США
до и в ходе войны в Ираке. Прежде всего стоит говорить о деятель-
ности разнообразных радикальных протестантских религиозных
сект в США, таких как мормоны, баптисты или пятидесятники, ко-
торая направлена на оправдание очередной войны, развязываемой
Вашингтоном. В свете вышесказанного становится ясно, что запад-
ный мир еще до конца не избавился от тоталитарных традиций Про-
свещения и наследия секулярного XX века.
Что же заставило философов и социологов начать дискуссию о
соотношении таких понятий, как «секулярный» и «постсекуляр-
ный»? Действительно ли общество уже перешло в постсекулярную
эпоху и период секуляризации окончательно завершился?
Отправной точкой периода секуляризации в историческом смы-
сле принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году,
официально провозгласившего начало современной системы меж-