Стр. 107 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Мария Грановская
106
ременно и постсекулярными, и это совсем не значит, что религии
снова будет отводиться особая роль в общественной жизни, но озна-
чает в то же время, что «мировоззренческая нейтральность»
19
госу-
дарственной власти должна гарантировать равные права верующим
и неверующим гражданам. Это необходимо для того, чтобы преодо-
леть гражданскую разобщенность, которая стала результатом дея-
тельности рынков, не поддающейся демократизации, и их законов
всеобщей конкуренции.
Таким образом, обращение к религиозным ценностям в процессе
взаимного обучения необходимо хотя бы потому, что «в жизни рели-
гиозных сообществ может сохраниться нетронутым нечто такое, что
утрачено в других областях и что нельзя восстановить с помощью од-
ного только профессионального знания экспертов»
20
. Идея «богопо-
добия» человека, например, была переработана в идею человеческого
достоинства, без которой невозможно себе представить существова-
ние либерального общества и западной политической системы.
Интересное замечание о влиянии религии на внутреннюю и
внешнюю политику Европы сделал исследователь В.Парси, упоми-
ная дискуссии вокруг текста преамбулы к европейской Конститу-
ции. «Европа очень секуляризирована и на законодательном уров-
не готова предотвратить религиозное влияние на свою политику.
Однако нельзя отрицать, что общее происхождение от древней Res
Publica Christiana, которое a posteriori почти означает победу Свято-
го престола в споре о преамбуле к европейской Конституции, спо-
собствует образованию общих руководящих принципов, в большей
или меньшей степени проистекающих от христианской этики»
21
. Та-
ким образом, всем европейским государствам присуще одинаковое
восприятие общественного дискурса в отношении, например, прав
человека в их самом широком понимании, «а также их растущее
значение в области внешней политики и международных отноше-
ний»
22
. В том же ряду стоят ценности равенства, уважение к челове-
ческой жизни, солидарность.
Не вызывает сомнения то, что все вышеперечисленные ценно-
сти прошли через горнило христианской религии, прежде чем стать
универсальными. Но возникает вопрос, в какой степени актуальны-
ми эти ценности являются, например, для мусульманских общин,
сосуществующих бок о бок с другими гражданами в либеральных
государствах, так как, например, ислам имеет собственный свод
прав человека, отличающийся от западного.