Январь, 2017
Внешнеполитический курс постсоветской России: в поисках идентичности
59
прочно сосуществовать с единством многонациональной страны и
одновременно с ее открытостью, неизолированностью от Европы
(частью которой мы, по меньшей мере исторически, являемся и к
которой причисляет себя большинство наших граждан)? Ответы на
все эти вопросы крайне важны для формирования нашего коллек-
тивного самоощущения, ориентированного не на мифы вчерашнего
дня, а на реалии дня завтрашнего.
Еще одна серьезная проблема, стоящая на пути российской само-
идентификации, - проблема соотношения этнического и граждан-
ского ее компонентов. Впрочем, эта проблема актуальна для многих
крупных многонациональных, мультиэтнических и мультирасовых
государств, начиная с Римской империи вплоть до современных Со-
единенных Штатов Америки.
В новой России проблема эта осложняется тем, что наша страна,
будучи наследницей крупнейшей континентальной колониальной
империи, с одной стороны, и советской идеологической империи -
с другой, дополнена включением в свое этническое многообразие
особого территориально-географического аспекта, сочетающегося
с элементами государственности (иногда этнический и националь-
ный факторы становятся составной частью структурных субъек-
тов федеративного государства). Есть существенные особенности в
идентификации в качестве российского гражданина жителя корен-
ных русских районов, жителя таких кавказских субъектов Россий-
ской Федерации, как Ингушетия и Чечня (где население практиче-
ски мононациональное) или Дагестан, Татарстан или Башкортостан
(где население мультинациональное и наличествуют специфические
проблемы, связанные с внутрирегиональными национально-этниче-
скими взаимоотношениями). Все это еще более осложняется вклю-
чением в данный понятийно-эмоциональный коктейль религиозного
фактора, когда общая религиозная или конфессиональная принад-
лежность порождает центростремительные импульсы, а националь-
но-этнические различия, напротив, - центробежные.
Можно наблюдать ситуации, когда, например, сильный упор на
панславянский вариант самоидентификации стимулирует пантюрк-
ские или какие-либо иные мотивы у других категорий российских
граждан. Очень серьезные проблемы для формирования российской
гражданской, государственнической идентификации создает кон-
цепция «вечной исторической святой Руси», выдвигаемой рядом
авторитетных представителей РПЦ. С одной стороны, эта концеп-