Стр. 64 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Лукин
58
ктически со стопроцентной вероятностью не прийти никуда. Как
сказал кто-то: «Я не знаю, куда придет Америка, но я знаю: она при-
дет туда первой».
Лично мне не хотелось бы, чтобы этот прогноз оказался верным.
Я бы предпочел, чтобы мы уже сейчас постарались настроить себя,
свою страну на то, чтобы, как минимум, прийти в «завтра» все вме-
сте. Тем более, что это «завтра» далеко не только заманчивая, но и
весьма проблемная, даже во многом страшная перспектива. Там, в
этом «завтра», неясны не только конструкции традиционного меж-
дународного порядка, но и базовые перспективы жизни на нашей
планете. Неясен и результат дальнейшей эволюции самого человека
в нашем нынешнем (традиционном) восприятии самих себя. И это
не проблемы неопределенного будущего. Это проблемы возникаю-
щего на наших глазах настоящего.
Вот на каком фоне работает холостой ход нашего самосознания,
зачастую сконцентрированного на страстном обсуждении вечного
вопроса о том, где должна проходить идеальная (идеально справед-
ливая) граница между государством Афины и государством Фивы.
И что по этому поводу думают мрачноватые и немногословные оби-
татели Спарты.
Все вышеупомянутые античные «острейшие и актуальнейшие»
вопросы оказались вскоре весьма бессмысленной и перевернутой
страницей древней и полумифической истории. А в макроистории
человечества осталась не эта смехотворная возня, а призыв одного
афинянина, пристававшего к своим соотечественникам, а заодно и
вневременному человечеству с призывом: «Познай самого себя».
Пока призыв остается призывом.
Включение в наше мировосприятие темы поисков места новой
России в грядущей жизни человечества касается, конечно, и раз-
мышлений о нашей обширной территории. Но прежде всего оно ка-
сается нашего интеллектуального человеческого потенциала. В ка-
кой степени наш российский вклад будет серьезной частью вклада
европейской культуры в общий потенциал человечества? Где найти
гармонию между российским, европейским и глобальным в реали-
ях второй половины нашего столетия (не говоря уже о более дли-
тельных эпохах)? Как сочетать огромные просторы страны, ее эт-
нические, а также региональные особенности, наличное население,
его численность, с оптимальной управляемостью при гарантиях
целостности и единства? Могут ли универсальные права человека