Январь, 2017
Внешнеполитический курс постсоветской России: в поисках идентичности
57
Еще одной серьезной проблемой в процессе поисков россий-
ской идентичности является нахождение в нашем мировосприя-
тии равновесия между прошлым и будущим. В нашем сознании,
на мой взгляд, происходят волнообразные колебания демонизации
и абсолютизации прошлого и будущего. На какое-то время мы все
оказываемся захваченными «преданиями старины глубокой». Мы
создаем идеализированную мифологическую картину прошлого -
либо всего прошлого, невзирая на его крайнюю противоречивость,
либо какого-то отдельного куска нашей истории. То идеальным
считается «русский дух» дохристианских времен. То наш идеал -
Киевский князь Владимир (но отнюдь не Святослав), то кто-либо
из Иванов, то Петр I, то Александр (Второй или Третий). То же са-
мое происходит с советскими временами. Советский Союз и Ста-
лин хороши, и там царило счастье, потому что плохи нынешние
времена. Или наоборот.
Конечно, в определенном смысле проблема сверхзадачи, постав-
ленная в текстах такого своеобразного автора, как А.А.Проханов,
имеет право на серьезное обсуждение
4
. Он, в сущности, говорит о
том, что без грандиозной сверхзадачи невозможна мобилизация на-
ции на активное существование, на, так сказать, коллективное дер-
зание, на молодость духа. Думаю, что это - повод для серьезной
дискуссии. С такой точки зрения, живо только то, что стремится ку-
да-то, рвется к чему-то невозможному, запредельному. «Невозмож-
ность - слово из словаря глупцов», - говорил Наполеон.
Проблема, однако, в том, что под запредельным многие из наших
нынешних наблюдателей имеют в виду такие банальные и обветша-
лые субстанции, как непрерывные и безмерные территориальные
приращения, окрашенные в романтизированную мифологию дале-
кого прошлого. Это романтика с упором на «вчера». И дело даже
не в том, что разгромленный Наполеон, стремясь к невозможному,
умер в одиночестве на отдаленном океанском островке. А идеологи
вроде А.А.Проханова вряд ли в восторге от того, как воплощаются
на практике их грезы о возврате вчерашнего дня великой империи.
Дело в том, что, как сказал поэт: «Все возвращается на круги свои.
Только вращаются круги сии»
5
. И мир стал иным. Не возвращается
он к «вчера», а двигается в «завтра». И каким будет это завтра, не
ведает никто. Однако в контексте тематики национальных интере-
сов, не сориентировав своевременно коллективное сознание страны
на то, чтобы не отстать от других в поисках «завтра», можно пра-