Стр. 60 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Лукин
54
истощало и без того обессиленную экономически и обескровлен-
ную политическими авантюрами страну.
Напротив, ясный приоритет был отдан построению реальной, а
не имитационной рыночной экономики, аграрной реформе и, глав-
ное, созданию внешнеполитической атмосферы, благоприятство-
вавшей быстрому притоку иностранных инвестиций. В результате
за одно поколение Китай коренным образом изменил свое лицо и
увеличил свои реальные внутренние возможности до такой степе-
ни, что в настоящее время там серьезно обсуждается вопрос о том,
как поэтапно и дозированно увеличить внешнеполитическую актив-
ность и влияние в наиболее важных для Китая районах мира.
Китай на рубеже второго и третьего тысячелетий сумел расста-
вить рациональные, долговременные приоритеты, в том числе и по-
тому, что поколению Дэн Сяопина удалось (между прочим, в острой
борьбе с яростными оппонентами) преодолеть коммунистическую
инерцию «пятилеток в три года» и быстрого решения всех внутрен-
них и внешних проблем одновременно в едином порыве, поскольку
«кругом враги» (возникшие в значительной степени по собственно-
му догматическому недомыслию).
Важно отметить, что, обосновывая свои реформы, Дэн и его со-
ратники постоянно подчеркивали, что для ее успешного проведения
необходимо отрешиться от таких застарелых китайских комплексов,
как уверенность в изначальном превосходстве собственной куль-
туры, стремление учить, а не учиться. Этот великий политик на-
стойчиво призывал соотечественников стать скромнее и терпимее
к иным мнениям и уважительно относиться к достижениям других
народов в экономике, культуре и в том, что касается качества жизни.
Иными словами, одним из компонентов успешной структурной
реформы Китая стала серьезная корректировка самоидентифика-
ции. Одна из величайших мировых цивилизаций сумела преодолеть
свой тяжелейший кризис не в последнюю очередь потому, что в
своем коллективном сознании смогла отвергнуть (или, по меньшей
мере, отодвинуть на задний план, так сказать, запереть в подсоз-
нании) те элементы национального самоощущения, которые были
препятствием для энергичной, но не авантюрной погони за поездом,
все быстрее уходящим в XXI век.
Возможно, М.Вебер был прав, говоря, что носителям протестант-
ского варианта христианской этики проще адаптироваться к сложным
и противоречивым реалиям создания рыночной капиталистической