Стр. 61 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2017
Внешнеполитический курс постсоветской России: в поисках идентичности
55
экономики
3
. Однако поколение китайцев второй половины ХХ века
на практике продемонстрировало, что даже в такой, считавшейся осо-
бенно стабильной, устойчивой и статичной традиции, как конфуциан-
ская этика, можно найти социально-психологические импульсы для
коренного преобразования своей страны и самореформирования, ко-
торое точнее всего передается итальянским словом «aggiornamento»
(приспособление к сегодняшнему дню без потери самого себя). Хоте-
лось бы, чтобы китайский опыт aggiornamento стал не столько источ-
ником зависти к удачливому соседу, сколько уроком для собственных
поисков. Поисков, скажем прямо, опасно затянувшихся.
Другой урок предоставляет нам недавний исторический опыт
Германии. Эта крупнейшая европейская держава после многих уни-
жений, поражений и расчлененности со второй половины XIX века
стала все больше подвергаться воздействию опаснейшего вируса ве-
личия и господства над Европой. И в своем имперско-монархическом
и имперско-охлократическом (нацистском) обличии германские пра-
вящие элиты внедряли в национальное сознание «исконный» тевтон-
ский дух, презрение к другим народам, самоощущение избранных,
имеющих право устанавливать свой собственный «европейский по-
рядок» железом и кровью. Попытки Бисмарка после победоносной
Франко-прусской войны 1870-1871 годов умерить пыл самых ярых
националистов и указать им на опасность мании территориальных за-
хватов и сверхрасширения не были услышаны.
Результаты этой стратегической установки широко известны. Две
проигранные мировые войны, и полное разрушение и расчленение
Германии. Только эти сокрушительные катастрофы сумели оказать
целительное воздействие на разрушительную и саморазрушитель-
ную германскую интерпретацию самоидентичности. Послевоенная
Германия, территориально ограниченная до беспрецедентно малых
размеров, сумела «вдавить в подсознание» свои величественные по
форме и самоубийственные по сути комплексы и сделать выбор в
пользу продуманного внутреннего развития и активного участия в
объединении Европы на основе приоритета экономического и соци-
ального сотрудничества. Это стало возможным потому, что в душах
большинства немцев послевоенного поколения произошли серьез-
ные сдвиги в направлении осуждения прошлого и поисков герман-
ского величия на принципиально новых путях.
И эти новые пути довольно быстро, если смотреть на часы исто-
рии, привели к удивительным на первый взгляд результатам. Сей-