Стр. 181 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2017
Ялта-2016
175
временным и значимым потенциалом, то есть «в знаково-символических
формах сохраняет, приумножает и транслирует весь совокупный челове-
ческий опыт, созданный в различных сферах деятельности». Как указывает
М.Маклюен в работе «Понимание медиа. Внешние расширения человека»:
«Русским достаточно адаптировать свои традиции восточной иконы и по-
строения образа к новым электрическим средствам коммуникации, чтобы
быть агрессивно эффективными в современном мире информации». Ины-
ми словами, требуется целенаправленная апелляция к символическому
капиталу культуры (обращение к культурным и цивилизационным смы-
слам), подкрепленному ИКТ. В этой связи возрастает роль культурной по-
литики, проводимой государством, в частности формирования ее эффек-
тивной модели, соответствующей реалиям современности.
Конечно, «мягкая сила» выступает своеобразным «комплексным ин-
струментарием решения внешнеполитических задач с опорой на возмож-
ности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гу-
манитарные и другие методы, альтернативные классической дипломатии,
и технологии», направленные на формирование притягательности госу-
дарства или интеграционного проекта. Немаловажная роль при этом про-
цессе отводится публичной дипломатии (как инструменту продвижения
«мягкой силы»), в том числе и такой ее форме, как «Публичная дипломатия
Веб 2.0», или «цифровая дипломатия», которая подразумевает широкое
применение ИКТ для осуществления дипломатических задач.
В цифровой дипломатии принимают участие как государственные ве-
домства (внешнеполитические, правительственные органы), так и неправи-
тельственные организации, а также частные лица (с помощью социальных
сетей, блогов и т. д.) в целях донесения официальной позиции до зарубеж-
ной аудитории, формирования позитивного образа страны или интеграци-
онного объединения на международной арене, реализации внешнеполити-
ческой повестки дня. Однако номинальное присутствие в глобальной сети
Интернет не приводит к реальным результатам. Российская цифровая ди-
пломатия последние годы активизировала свою работу. Так, наряду с офи-
циальными страницами в «Facebook» и «Twitter», управляемыми Департа-
ментом информации и печати МИД России, более сотни аккаунтов в разных
социальных сетях ведут зарубежные представительства России.
Следует отметить, что российская цифровая дипломатия нацелена на
популяризацию русской литературы и искусства, культуры и языка, эф-
фективную трансляцию российской позиции глобальной аудитории в
видении современных международных проблем. Тем не менее не стоит
забывать, что в «умелых руках» цифровая дипломатия может выступить