«Международная жизнь»
Ялта-2016
174
Современный человек все больше попадает в зависимость от реаль-
ности, продуцируемой информационно-коммуникационными техноло-
гиями (ИКТ), в данном контексте ключевой задачей становится не просто
формирование устойчивого позитивного имиджа ЕАЭС, что в принци-
пе невозможно без широкой информационной поддержки (постанов-
ки реалистических задач, информирования населения стран-участниц
о результатах деятельности и т. д.), но и целенаправленное управление
коммуникационными процессами. Конечно, политические элиты стран-
участниц заинтересованы и в актуализации общей исторической па-
мяти, и в конвенциональности относительно коллективных ценностей
и представлений, и в формировании идентичности. Отсутствие же
управления в ходе активизировавшейся конкурентной борьбы инфор-
мационных потоков может сформировать отрицательное восприятие
Евразийского союза в массовом сознании и этим принести дивиденды
заинтересованным акторам. Поэтому очень важно конструировать по-
зитивные установки и имиджевую привлекательность стран - участниц
ЕАЭС, что в перспективе сможет обеспечить поддержку как внутри про-
екта, так и вне его границ, то есть на международной арене.
Основным способом формирования привлекательности образа, рас-
считанным на перспективу, как свидетельствует мировая практика, вы-
ступают несиловые методы воздействия - инструменты «мягкой силы»,
способствующие достижению стратегических задач как на официаль-
ном (посредством органов государственной власти), так и неофициаль-
ном направлениях (через неформальные каналы). Применение «мягкой
силы» ориентировано на латентное, глубинное влияние, по сути, на за-
владение одной из сторон личности посредством генерации скрытых
программ, вовлечение человека «в новый мир воображения». В целях
«захвата» информационного пространства зачастую используется де-
конструкция прежних и агрессивное насаждение «новых», нередко чуж-
дых смыслов и культурных кодов, трансформация системы ценностных
ориентиров, что может обернуться утратой национальной самобытно-
сти в рамках идентификационно-культурной матрицы социума и активи-
зировать механизмы самоуничтожения культуры.
В данном контексте системообразующим элементом и антиэнтропий-
ным механизмом как человечества, так и отдельных сообществ, опреде-
ляющим не только настоящее социально-политической системы, но и
активно продуцирующим будущее, может стать апелляция к ценностям
национальной (традиционной) культуры. Подобное обращение может
выступить ключевой «точкой опоры», поскольку культура обладает долго-