Январь, 2017
Ялта-2016
147
врат «оккупированных территорий» стал главной национальной идеей,
призванной объединить общество. Отказ от этой идеи для Баку столь
же невозможен, как сдача НКР для Еревана, который вместе с тем де-
монстрирует готовность пойти на компромиссы, однако на обоюдной
основе и не под угрозой очередной военной эскалации.
Ранее соглашения об энергетическом сотрудничестве с западными
энергетическими компаниями трактовались в Баку исключительно в
рамках формулы «нефть в обмен на Карабах», затем предпринимались
попытки использовать заинтересованность Москвы в членстве Азербай-
джана в ОДКБ по формуле «ОДКБ в обмен на Карабах», а потом - «ЕАЭС
в обмен на Карабах». В настоящее время официальный Баку стремится
также заручиться поддержкой внешних сил, вплоть до размещения на
территории Азербайджана турецких военных объектов.
21 сентября 2016 года в ходе парада в Ереване были продемонстри-
рованы имеющиеся у вооруженных сил республики новейшие образ-
цы вооружений и военной техники, включая комплексы «Искандер».
Восстановление баланса сил сторон в регионе нагорно-карабахского
конфликта, осознание (в первую очередь «горячими головами») абсо-
лютной катастрофичности попыток силового решения вопроса дают
дополнительный шанс мирным переговорам. Вместе с тем заверше-
ние поставок из Турции в Азербайджан новейших реактивных систем
залпового огня (РСЗО) Т-300 «Kasirga» («Буря») свидетельствует о новом
витке милитаризации региона. Растущая конфликтность американо-
российских отношений, в первую очередь связанная с конфликтами в
Сирии и Донбассе, не может не сказываться негативно на эффективно-
сти взаимодействия Москвы и Вашингтона в рамках Минского «сопред-
седательства».
Для Армении военно-политический союз с Россией является од-
ним из краеугольных камней внешней политики и политики в сфере
безопасности. Из недавних документов отметим Соглашение о созда-
нии Объединенной региональной системы ПВО в Кавказском реги-
оне коллективной безопасности между Россией и Арменией, заклю-
ченное в 2016 году, а также формирование совместной группировки
войск (пример, не уникальный для Кавказа). В рамках ряда соглаше-
ний и договоров осуществляется и военно-техническое сотрудниче-
ство между двумя странами. Например, Россия поставляет ВС Арме-
нии оружие, боевую технику и запасные части к ней, боеприпасы в
рамках как военно-технического сотрудничества, так и коммерческих
поставок. При этом Армения как член ОДКБ и союзник России имеет