Стр. 152 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2016
146
может считаться западной интеграционной программой постсоветско-
го пространства (хотя на данный момент это региональное объедине-
ние проявляет себя не столь явно).
В регионе начала формироваться система геоэкономических отно-
шений с участием США, России, Европейского союза, Турции, Ирана.
Например, основные нефте- и газопроводы, железнодорожные и шос-
сейные коммуникации идут через территорию Азербайджана в запад-
ном направлении. Обратив внимание на сравнительно более низкий
уровень оплаты труда в Армении, многие транснациональные корпо-
рации в сфере информационных технологий (Microsoft, Synopsys, IBM)
открыли в этой стране свои филиалы с активным участием армянских
специалистов и т. д. В лице Китая, других государств Азиатско-Тихооке-
анского региона мы наблюдаем появление на Кавказе новых игроков,
стремящихся найти новые рынки для своей экономической деятель-
ности и инвестиций.
Евразийский экономический союз был заявлен как новая форма ин-
теграции постсоветских стран, не затрагивающая их политическую не-
зависимость, но в то же время учитывающая реалии экономического
взаимодействия. Однако тесную связь политического и экономического
сотрудничества разделить сложно, если вообще возможно. Характерен
здесь пример Ирана, заинтересованного в создании, как минимум, зоны
свободной торговли с ЕАЭС. Общность позиций Москвы и Тегерана по
ключевым вопросам региональной безопасности, их совместные дейст-
вия в Сирии до последнего времени «спотыкались» о мизерные, приме-
нительно к их возможностям, показатели двустороннего товарооборота.
Армения - Нагорный Карабах - Азербайджан
Россия как основной инициатор расширения интеграции в рамках
ЕАЭС не может не быть заинтересованной в том, чтобы в объединение
вошли как Армения, так и Азербайджан, не в последнюю очередь по-
тому, что внутри единого интеграционного проекта шансы на положи-
тельное разрешение нагорно-карабахского конфликта намного выше.
Однако в настоящее время сблизить изначально взаимоисключающие
позиции сторон едва ли возможно, и все попытки выработать взаимо-
приемлемое мирное решение в ходе переговоров под эгидой Минской
группы ОБСЕ закончились безрезультатно. В Азербайджане карабах-
ская проблема поставлена в центр политической жизни страны, воз-