Январь, 2017
Ялта-2016
145
мог относительно безопасно развиваться, лишь будучи включенным в
состав более крупного государственного образования - сначала Россий-
ской империи, а затем СССР. Ослабление позиций либо полный уход
России с Кавказа, как правило, приводили к обострению имеющихся
там межнациональных и межэтнических конфликтов, что оборачива-
лось многочисленными жертвами. Выдвигавшиеся в «смутные време-
на» идеи о достижении некоего общекавказского единства на антирос-
сийской идеологической платформе доказали свою несостоятельность
и оторванность от реалий.
По мнению некоторых специалистов по Кавказу, в регионе разво-
рачивается интересный сценарий пересечения двух геополитических
векторов. Условная линия «Север - Юг» включает Россию, Армению и
Иран, в то время как ось «Запад - Восток» вырисовывается по линии
взаимодействия Турции, Грузии и Азербайджана, содержащего энер-
гетическую, коммуникационную, но также в известной мере и военную
составляющую. При этом США активно развивают связи с той же Арме-
нией, а Россия в последние несколько лет нарастила сотрудничество с
Азербайджаном.
Интересно, однако, отметить, что для наших западных партнеров
практически любой реализуемый на Кавказе проект (будь то экономи-
ческий, гуманитарный, включая здравоохранение, и т. д.) неизменно
несет геополитическую нагрузку. В декабре 2012 года тогдашний гос-
секретарь США Х.Клинтон отметила, что США выступают против воссо-
здания СССР под видом укрепления экономических взаимоотношений
и будут всячески противодействовать этим процессам. И как мы видим,
слова не расходятся с делом. В последнее десятилетие Вашингтон и
Брюссель предпринимают все возможное для ослабления российского
влияния в Армении, используя при этом реальные либо мнимые про-
махи Москвы. Ариэль Коэн откровенно высказывал опасения по по-
воду того, что «новая авторитарная сфера влияния России» может еще
больше ограничить доступ США и НАТО к морским и сухопутным путям
в регионе, а «это не то, чего хотят США и НАТО».
Необходимо признать, что политикой приватизации, проводив-
шейся по рекомендациям МВФ в странах Кавказа, количество хозяй-
ствующих субъектов, которые имели бы коммерческий интерес к вос-
становлению традиционных связей, сведено к минимуму. Серьезными
конкурентами евразийской интеграционной инициативы на Кавказе
в разное время выступали «Восточное партнерство» в рамках ЕС; раз-
личные интеграционные форматы тюркоязычных стран; ГУАМ, который