Стр. 110 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2016
104
Перспективы образования не могут быть одинаковыми в этих столь раз-
личных обществах. Это стоит принимать во внимание, прежде чем ре-
шать, в какое образовательное пространство интегрироваться.
Опыт последних двух десятилетий показывает, что наиболее интен-
сивно интеграция осуществляется в масштабах геополитических ре-
гионов, объединяющих страны с относительно сходными условиями
исторического развития и более-менее аналогичной социально-эконо-
мической структурой.
Такими геополитическими регионами в настоящее время являются:
Европа, Евразия, включающая все государства, возникшие на постсовет-
ском пространстве, Азиатско-Тихоокеанский регион и Северо-Американ-
ский (США, Канада, Мексика). Системы образования во всех этих регио-
нах, кроме Евразии, являются наиболее интернационализированными.
Их опыт в области интеграции образования представляет для Рос-
сии и всех стран СНГ наибольший интерес, поскольку перед ними стоят
две важные задачи: первая - приостановить размежевание своих соб-
ственных национальных образовательных систем, которое началось с
распадом Советского Союза, и укрепить единое образовательное про-
странство государств - участников СНГ, и вторая - в единстве искать
пути интеграции (сотрудничества) с системами образования других ге-
ополитических регионов, прежде всего с Западной Европой (Европей-
ским союзом).
Учитывая крайне низкий уровень экономического развития госу-
дарств - участников СНГ (ВНП на душу населения менее 2 тыс. долл.) и
медленные, по сравнению с другими странами, темпы его роста, при-
ходится признать, что ни у одной из стран СНГ нет реальных шансов на
полноценное вхождение в экономические структуры единой Европы.
А это означает, что в стратегической перспективе у России и ее партне-
ров по СНГ нет альтернативы укреплению единства на том пространстве,
которое сотни лет было связано великим множеством экономических,
политических и, самое главное, человеческих нитей.
У нас общая история становления системы образования, которую в
1960-х годах мировое сообщество считало лучшей в мире, и которая
оказывала существенное влияние на развитие систем образования даже
таких развитых стран, как США.
Об этом можно было бы и не напоминать, если бы интеграционные
процессы в области образования государств - участников СНГ развива-
лись так, как предполагалось при создании единого (общего) образова-
тельного пространства в 1997 году. На деле все оказалось значительно