Ноябрь, 2016
Политические моменты в современном исламе
83
чаровываться в планах построения исламских государства и эконо-
мики. Крах или сильное ослабление их влияния в Египте, Тунисе,
Мали, а также результаты последних выборов в Иране свидетель-
ствуют о падении их авторитета в этих странах. Однако исламисты
способны выдерживать удары со стороны режимов и возрождаться.
Конечно, салафиты представляют собой активную часть насе-
ления и информация об устраиваемых ими взрывах разносится по
всему миру средствами массовой информации. Но вместе с тем
фундаменталисты являются меньшинством в мусульманском мире.
Большинство населения стран арабского мира и Среднего Востока
придерживается реформаторского либерального ислама, корни ко-
торого уходят в XIX век. Его сторонники выступают за адаптацию
мусульманской религии к современности, формированию нацио-
нальной буржуазии и капиталистических отношений. Они добились
введения в ряде стран норм шариата в судопроизводство, в частно-
сти в семейное право. Салафитский же ислам, с их точки зрения,
создан Западом в противовес советскому влиянию. И забывать, под-
черкивают они, об этом недопустимо.
Сторонниками модернизации являются также члены тарикатов.
Их приверженцы завязаны на промышленность, строительство,
сельское хозяйство и в банковских операциях. С точки зрения их
сторонников, можно стать современными в экономической, полити-
ческой, социальной и культурной областях. Приверженность членов
тариката духовному авторитету вождя, возглавляющему орден, и
консолидация превращают их сторонников в серьезных конкурен-
тов в области политической борьбы.
В дальнейшем реформаторские идеи переходят в секуляризм.
Приверженцы светских взглядов утверждают, что, каким бы важ-
ным ни было влияние религии, только с помощью науки и рацио-
нальности можно обеспечить движение вперед. Атеистическое со-
знание отделяет религию от политики и вводит науку как логику,
порядок и закон общественной жизни. Это создает духовную ори-
ентацию, направленную на построение демократического общества.
Светское сознание позволяет противостоять западному сознанию,
секуляризму Европы. Превосходство Запада, утверждают они, со-
стоит в том, что он отделил религию от политики и преобразовал
индивида в деятельного члена общества. Но атеизм в исламских
странах не направлен против религии, он признает ее существова-
ние, правда в субъективных рамках.