Стр. 86 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Алексей Подцероб
84
Таким образом, в современном политическом исламе можно вы-
делить основополагающие объединения. К первому относятся ци-
вилизованные исламисты. Они готовы вести пропагандистскую
работу, иметь собственные газеты и журналы, избираться в парла-
менты. Сторонники реформаторства считают, что сама возможность
«мыслить» является цивилизационной обязанностью мусульманина.
Второе представлено салафитами, которые полагают, что привер-
женцы религии должны прибегать к насилию, чтобы добиться по-
ставленных целей и вернуть ислам к состоянию VII века. Они пери-
одически выходят на улицы, устраивают беспорядки, а часть из них
берет в руки оружие и начинает боевые действия против как прави-
тельств, так и части населения страны, которая не придерживается
фундаменталистских воззрений.
И на Западе, и в России успехи исламистов расценивались как
временное явление. В западных странах надеялись, что арабские
страны движутся к демократии, а на российской арене рассматри-
вали движение как аналог инициированных Западом «цветных ре-
волюций». Частично так оно и есть. Но не следует забывать, что эти
движения, скорее всего, будут оставаться на прежнем уровне или
даже - время от времени - усиливаться, а исламизм будет оставаться
актором как на национальном, так и на региональном и междуна-
родном уровнях в течение ряда лет, если не десятилетий.
Ключевые слова:
ислам, арабский мир, Коран, «люди писания», фунда-
ментализм, салафиты.