Стр. 84 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Алексей Подцероб
82
образом, в их представлении мусульманство превращается в воз-
вышенный идеал, за достижение которого надо бороться. В исто-
рии Мухаммеда многое политизируется, исходя из современной
интерпретации состояния мира. Мы, утверждают фундаментали-
сты, хотим не демократии, а воплощения в жизнь законов Аллаха.
Но какой период следует брать за образец? С точки зрения салафи-
тов, ислам представляет собой воплощение жизни трех поколений
в VII веке. После этого начались попытки навязать мусульманской
религии новшества. Следовательно, задача фундаменталистов со-
стоит в том, чтобы мир вернулся к первоначальному исламу, восста-
новив халифат или мусульманское правление и построив исламское
государство. В практическом плане у фундаменталистов существу-
ют разногласия относительно того, что может представлять собой
воплощение мусульманской идеи.
Часть салафитов являются фанатиками и вырезают тех - в том
числе и среди приверженцев ислама, - кто не согласен с ними. Бо-
лее того, они подготавливают взрывы, уносящие, помимо всего
прочего, жизни адептов, кто их осуществляет. Причем, когда чело-
век сознательно хочет жертвовать собой, попытки вступить с ним
в контакт и договориться проваливаются. При этом сирийский,
иракский, ближневосточный, ливийский, малийский, афганский и
северокавказский конфликты, если сложить их вместе, свидетель-
ствуют о росте терроризма.
Фундаментализм выглядит особой формой протеста против
политики своих режимов. Но почему исламизм представляет со-
бой выражение недовольства части населения против находящих-
ся у власти политиков? Потому что апелляция к религии близка
и понятна этой части населения. В ней содержится призыв к со-
циальной справедливости, избавлению от правителя, изменив-
шего исламу. Фундаментализм обращен внутрь исламских стран,
разрабатывая мусульманскую инициативу. Умеренные исламские
политики теряют популярность у части общества, особенно сре-
ди молодежи.
Вместе с тем все рецепты построения исламского государства
провалились либо проваливаются. И быть по-другому не может -
приспособить мусульманскую общину, созданную в VII веке, к сов-
ременным условиям не удастся. Впрочем, фундаменталисты объ-
ясняют это тем, что положения Корана неправильно толковались.
С другой стороны, неудачи салафитов заставляют мусульман разо-