Ноябрь, 2016
Россия - Запад: время задуматься о «разрядке-2»
37
и России (по аналогии с заключенными в свое время советско-амери-
канскими соглашениями). Необходимо подчеркнуть, что такие меры
уменьшения опасности и повышения транспарентности уже обсужда-
ются Россией с руководством НАТО и генеральным секретарем альян-
са
17
. Кроме того, подобные соглашения могли бы быть заключены и на
двусторонней основе с теми членами блока, с которыми у нас их нет.
• В дальнейшем могли бы быть созданы и механизмы для предо-
твращения опасных инцидентов, которые грозили бы перерастанием в
ядерные конфликты в Европе, - по аналогии с советско-американски-
ми соглашениями 1971 года о предотвращении риска ядерной войны и
1987 года о создании национальных центров по уменьшению ядерной
опасности - в данном случае речь шла бы о создании многосторонних
центров Россия - НАТО (возможно, с привлечением ЕС), а также посто-
янно действующего органа по предотвращению инцидентов и коммуни-
каций, причем Европейский центр был бы напрямую связан с Генераль-
ным штабом ВС РФ и Комитетом начальников штабов ВС США (пока
что такой канал «горячей линии» между Генштабом ВС РФ и SACEUR
фактически не функционирует). Подобные предложения со стороны
российского Минобороны в НАТО уже направлены. Речь могла бы идти
о согласовании соответствующего меморандума о взаимопонимании в
рамках, например, Совета Россия - НАТО - что придало бы этому орга-
ну как бы второе дыхание.
• Создание «группы мудрецов» из числа видных в прошлом по-
литиков и военных, а также известных представителей экспертного
сообщества и НКО для обсуждения в рамках процесса в стиле «второ-
го трека» ключевых вызовов, а также новых возможных контуров ста-
бильности и безопасности в Евро-Атлантическом регионе, включая
шаги по их реализации и сравнению военных доктрин сторон (встреча
по доктринам на высоком уровне - «OSCE High-Level Military Doctrine
Seminar» - прошла в феврале 2016 г. в Вене под эгидой ОБСЕ). Еще
одна возможная тема - роль евроатлантических институтов в этих про-
цессах, участие и вклад соседних государств.
• В дальнейшем речь могла бы пойти о запуске процесса
«Хель-
синки 2.0»
(«разрядка-2») для углубленного анализа задач стабилизации
системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе.
• Важная задача - расширение контактов и линий коммуникаций
между военными России и НАТО для усиления предсказуемости и вза-
имного доверия, исключения опасных инцидентов, информирования о
деятельности друг друга. Например, речь могла бы идти о нотификаци-
ях о крупных перемещениях войск и складировании больших объемов