«Международная жизнь»
Лев Воронков
144
институтов СБСЕ превращало их в международных служащих, ко-
торые обязаны отстаивать в своей деятельности и выражать точки
зрения самой международной организации.
Международные межправительственные организации создают-
ся на основе международного договора. Заключительный акт СБСЕ
не является международным договором, не регистрировался в этом
качестве в ООН, не ставился на ратификацию законодательных ор-
ганов государств-участников. Он является неправовым документом,
политической декларацией, а потому не может считаться юридиче-
ски обязывающим документом международной межправительст-
венной организации. От имени Советского Союза он был подписан
Генеральным секретарем ЦК КПСС, не занимавшим в стране госу-
дарственных постов.
Несмотря на все эти очевидные несуразности, странные и не-
профессиональные рекомендации экспертов, они были в основном
одобрены участниками заседаний СМИД. В результате официаль-
ные лица СБСЕ и его органов приобрели возможность говорить от
имени СБСЕ, не согласовывая содержание таких высказываний с
остальными государствами-участниками. Значительная часть опера-
тивной деятельности руководителей, институтов и органов СБСЕ в
результате оказалась свободной от необходимости соблюдать прин-
цип консенсуса.
На Пражском совещании Совета СБСЕ в январе 1992 года было
принято решение: в случаях явного, грубого и неисправленного на-
рушения соответствующих обязательств государства-участника по
Хельсинкскому процессу делать политические заявления или при-
нимать иные политические шаги в его адрес «без согласия соответ-
ствующего государства». Так была одобрена практика нарушения
консенсуса и принципа суверенного равенства государств-участни-
ков в работе СБСЕ.
Совет СБСЕ в Риме принял решение придать дипломатический
статус официальным представителям и постоянным представи-
тельствам государств-участников при СБСЕ. Ранее в международ-
ной дипломатической практике не встречалось случаев открытия
дипломатических миссий государств при международных обра-
зованиях, лишенных требуемой легитимности, участие в которых
не получало одобрения их законодательных органов. Такой шаг
позволил создать ложное впечатление о наличии международной
правосубъектности СБСЕ.