Стр. 128 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Вахтанг Сургуладзе
126
будет претворять в жизнь то, что говорит. Более того, отличное по-
нимание механизмов воздействия на массы также давало основание
считать, что за личиной пламенного вождя скрывается холодный
расчет рвущегося к власти политикана.
Мало кто из окружения «хозяина Германии» - капиталиста Тис-
сена предполагал, что Гитлер совершенно искренний, верующий в
собственную миссию маньяк, а если и предполагали это, то не ду-
мали, что ему хватит таланта удержаться у власти и на начальном
этапе своей внешнеполитической карьеры за счет личной убежден-
ности и воли добиться столь впечатляющих побед, которые подави-
ли подспудно зревшее сопротивление в военных кругах. Как можно
было сопротивляться фюреру, если он шел от победы к победе, если
перед ним пасовали победившие в прошлой Великой войне Фран-
ция и Великобритания?
11
Совершенно другой пример личностного фактора в политиче-
ском процессе и психологических комплексов лидера, влиявших
на внешнюю политику, представляет пример Муссолини, значи-
тельная часть внешнеполитических шагов которого диктовалась
собственными слабостями, постоянным желанием личностно-
го утверждения, а не какой-то действительно большой, пусть и
порожденной манией, идеей фикс
12
. Анализ внешней политики
Муссолини приводит к мысли о том, что ее проводником был та-
лантливый демагог, деятельность которого в значительной степе-
ни определялась вопросами престижа, а не действительного на-
ционального интереса.
Совершенно иное отношение к национальным интересам и
внешней политике демонстрировал такой «союзник» Гитлера и
Муссолини по «фашистскому интернационалу»
13
, как Франсиско
Франко, прагматизма и выдержки которого хватило на то, чтобы не
ввязаться во Вторую мировую войну на стороне стран Оси.
ПСИХОЛОГИЯ МАСС И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
К коллективным движущим силам внешней политики можно
отнести такие феномены коллективной психологии, как постим-
перский синдром и синдром жертвы, геополитическая идентич-
ность, национальные мифы и принятые обществом исторические