Ноябрь, 2016
Психологическийфактор во внешней политике как элемент...
125
мечает Генри Киссинджер, политическая система, успех развития
которой зависит от прихода к власти гениев уровня Бисмарка, об-
речена на провал
8
. Это почувствовали многие после того, как трон
занял Вильгельм II. Понял это и пришедший на смену Бисмарку
фон Каприви.
Влияние индивидуальных психологических черт на внешнюю
политику в значительной степени обуславливается обстоятельства-
ми. В стабильных и устоявшихся, имеющих прочную институцио-
нальную основу и укоренившиеся традиции политических системах
индивидуальный психологический фактор во внешней политике
может не иметь какого-либо значения. Хотя и такие устойчивые
системы дают нам примеры прихода к власти в чрезвычайных об-
стоятельствах людей, наделенных чрезвычайными дарованиями и
психологическими чертами, которые, как кажется, значительно ме-
няют общий баланс сложившихся сил и настроений, прихода к влас-
ти людей, на которых в «нормальных» обстоятельствах «поставили
крест», но которые оказались совершенно незаменимыми в минуту
кризиса. К таким личностям, несомненно, относился У.Черчилль,
железная воля, упорство, стремление к победе и хватка которого
сыграли неоценимую роль в том, что Британия выстояла во Второй
мировой войне.
К совершенно отдельной категории можно отнести влияние на
внешнюю политику, оказываемое психологическими расстройст-
вами, маниями и фобиями политических лидеров. Не отвлекаясь
на печально известные современные примеры, здесь прежде всего
уместно вспомнить Адольфа Гитлера
9
- пример достойный особо-
го внимания. Маниакальные черты характера в политике особенно
опасны тем, что достаточно часто раскрываются и становятся оче-
видными на тех стадиях развития социально-политических процес-
сов, когда изменить что-то к лучшему чрезвычайно сложно либо во-
все невозможно. Более того, сама специфика политической борьбы,
свойственный ей элемент демагогии и необходимости апеллировать
к массам не дают возможности верно оценить психологическое здо-
ровье и реальные мотивы поведения политика. В частности, именно
этими факторами необходимости «работать на публику» объясняли
многие представители консервативных кругов Германии и крупно-
го бизнеса поддержку прихода Гитлера к власти
10
: считали, что его
агрессивная риторика, написанные им тексты - демагогия, ориенти-
рованная на то, чтобы завоевать внимание масс, и не верили, что он