Ноябрь, 2016
Психологическийфактор во внешней политике как элемент...
127
нарративы, внешнеполитические традиции, основанные на при-
вычке и вырабатывавшихся с течением времени идеалах. Одним
из таких проявлений может выступать мессианизм
14
, заключаю-
щийся в стремлении к идеологической и культурно-политической
экспансии в виде приобщения других обществ к своим ценностям,
рассматриваемым в качестве универсальных, либо перипетии ста-
новления и развития коллективной идентичности, когда общество
вынуждено искать свое место в мире, сталкиваясь с враждебными
идеологиями и чуждыми нарративами. Все эти явления, овладевая
массовым сознанием, формируют политическую культуру правя-
щих классов и общественное мнение, которое давит на правитель-
ство, задавая тем самым определенные рамки внешнеполитическо-
го поведения.
Историческая память и традиции осмысления внешнеполитиче-
ской реальности сильно влияют на действия государств на внеш-
неполитической арене. Например, именно в этой плоскости рас-
сматривал политику России по освобождению славян Бисмарк.
Ему внешнеполитическая линия России, направленная на разгром
Османской империи, казалась идеалистическим романтизмом, ухо-
дящим корнями в мечты Екатерины II и лишенным какого-либо
реального политического содержания. При таком подходе и всту-
пление России в Первую мировую войну можно было бы расценить
как иррациональность. Однако, не вдаваясь в осмысление того,
был ли Бисмарк прав или нет, можно констатировать, что в дей-
ствительности политическую деятельность определяют не только
материальные расчеты и «здравый смысл», но идеалы и ценности,
мечты и иллюзии, которые необходимо учитывать при проведении
внешнеполитического курса.
В контексте анализа политических проявлений коллективной
психологии ключевое значение приобретают такие оказываю-
щие влияние на внешнюю политику и принимающих решения
политических деятелей иррациональные начала, как
архетипы
и
Супер-Эго
.
Архетипы - модели и мотивы поведения, возникающие в кол-
лективном бессознательном, обладающие сильным влиянием на
эмоции человека и проявляющиеся в определенном способе реа-
гирования. В благоприятных для проявления архетипов условиях
архетип вызывает ассоциации, мысли и импульсы, которые иска-
жают истинные намерения человека. По мысли К.Г.Юнга, архе-