«Международная жизнь»
Николай Литвак
80
верке с целью недопущения неверной или неточной информации,
искаженной позиции или стилистической правке, но и о разделении
ответственности и даже потенциальной защите всех нижестоящих
сотрудников от обращения к ним напрямую, тем более со стороны
чиновников, в том числе высших, из других госструктур. То есть
любой дипсотрудник всегда может (и должен) сослаться на необхо-
димость согласования чего бы то ни было с начальством, которое,
таким образом, всегда в курсе любых запросов, попыток получить
информацию не формализованным путем (через официальный за-
прос соответствующего уровня)
6
.
Упомянутая стандартизация является весьма непростым заняти-
ем. Если в самом министерстве еще более-менее можно установить
формы справок и других документов, то документы, поступающие
извне, весьма разнообразны. Поэтому сотрудники, получающие та-
кие документы, - от секретаря экспедиции до адресата, фамилия ко-
торого может быть указана на послании непосредственно, - должны
обладать знанием, как работает все министерство, чтобы классифи-
цировать, «расписывать» документы тем, кому они могут быть нуж-
ны. Довольно распространенной практикой является письменное
закрепление некоторых правил, процедур. В современных корпора-
циях - это обязательный элемент интеллектуального капитала (кста-
ти, являющегося их собственностью). Но в МИД такие правила но-
сят во многом факультативный характер, не определены каким-либо
приказом, обязательным к исполнению.
Характерным примером является «Справочник советника», создан-
ный и обновляемый сотрудниками постпредства Франции при ЕС по
собственной инициативе. В нем подробно изложены правила и проце-
дуры, выработанные на основе многолетнего опыта, которые необхо-
димо знать и выполнять, чтобы эффективно добиваться поставленных
задач при работе в организации с десятками государств, входящих в
эту международную организацию. Хотя, конечно, некоторая формали-
зация существует, причем и по процедурным вопросам работы с ин-
формацией. Например, вновь назначенный посол Франции получает
инструкции от генерального секретаря МИД, частично сформулиро-
ванные на основе отчета его предшественника. Через полгода после
вступления в должность посол представляет собственный план своей
работы на весь предстоящий срок, который одобряется генеральным
секретарем. В конце командировки посол пишет отчет о том, что сде-
лано, что еще осталось сделать и что надо было бы сделать.