«Международная жизнь»
Алексей Безруков
64
дость и устойчивость политических позиций вице-президента в глазах
Дж.Буша-мл., Д.Чейни стал основным поборником укрепления мили-
таристской составляющей во внешней политике США.
Госсекретарь К.Пауэлл, придерживавшийся более умеренной точ-
ки зрения относительно проблемы ликвидации режима С.Хусейна,
фактически оказался в изоляции, так как не имел той поддержки, ко-
торую оказывал вице-президент гражданскому руководству Пентагона.
Это послужило тому, что аргументы в пользу вооруженного вторжения
в Ирак звучали все громче, а доводы за отказ от активного военного
вмешательства выглядели в глазах президента все менее убедительно.
Госсекретарь впоследствии отмечал, что после декабря 2001 года СНБ
собирался главным образом, чтобы обсудить детали будущей интер-
венции, при этом возможные негативные последствия, а также отсут-
ствие реальных поводов для начала военных действий даже не выноси-
лись на обсуждение. Более того, по словам К.Пауэлла, Президент США
не учел ни одно из замечаний внешнеполитического ведомства в отно-
шении предполагаемого вторжения.
На этом фоне особое значение принимает позиция советника по на-
циональной безопасности США К.Райс, чья формальная задача заклю-
чалась в сглаживании межведомственных конфликтов и формировании
перед главой американского государства объективной картины. Как
отмечали внешние наблюдатели, помощнику президента националь-
ной безопасности не удалось учесть интересы всех ведомств, вовле-
ченных в процесс принятия внешнеполитических решений. Во многом
это объяснялось стремлением К.Райс предоставить Дж.Бушу-мл. ту
информацию, в которой был заинтересован глава государства. В сущ-
ности, советник по национальной безопасности исключал из своих до-
кладов те подробности и детали, которые не соответствовали мнению
президента, формируемому преимущественно под влиянием вице-пре-
зидента и руководства Пентагона. Дисфункцию Совета национальной
безопасности в период формирования позиции Соединенных Штатов
относительно Ирака впоследствии подчеркивали заместитель государ-
ственного секретаря Р.Армититдж, а также заместитель министра обо-
роны Д.Фейт
13
.
Очевидно, что в этих условиях качество и достоверность предо-
ставляемой Президенту США разведывательной информации, касаю-
щейся ситуации в Ираке, оставляла желать лучшего. Более того, фак-
тически администрация Соединенных Штатов зачастую игнорировала
те разведывательные данные, которые противоречили мнению прези-