Ноябрь, 2015
Провал механизма принятия внешнеполитических решений в США
65
дента и Пентагона. Так, например, относительно проблемы наличия у
С.Хусейна технологий производства ядерного оружия разведыватель-
ное сообщество США не демонстрировало однозначного консенсуса.
Поступали противоречивые данные, которые не позволяли сформиро-
вать четкой картины по данному вопросу.
В документе «Отчет национального разведывательного сообщест-
ва» 2002 года было указано, что после того, как специалисты Комиссии
ООН по наблюдению, контролю и инспекциям покинули Ирак в 1999 го-
ду, иракское политическое руководство неоднократно демонстрировало
готовность возобновить ядерную программу
14
. Во многом эти выводы
основывались на покупке Ираком алюминиевых труб, которые можно
было использовать для производства ракетных носителей. Однако про-
тив этого утверждения выступали Бюро разведки и исследований Госу-
дарственного департамента и Министерство энергетики США, которые
заявляли, что покупка алюминиевых труб не дает никаких оснований го-
ворить о возможности Ирака заполучить ядерное оружие
15
.
В администрации США знали о существовании этих дискуссий.
Тем не менее высокопоставленные американские чиновники неод-
нократно демонстрировали абсолютную уверенность в том, что Ирак
обладает всем необходимым для производства ядерного оружия. Вице-
президент Д.Чейни на встрече с ветеранами иностранных войн в конце
2002 года заявил: «Многие из нас убеждены, что в скором времени у
С.Хусейна будет в наличии ядерное оружие»
16
.
Но самым главным политическим инструментом, использованным
администрацией Соединенных Штатов в качестве повода для начала
войны, стал широко растиражированный тезис о предполагаемых свя-
зях политического руководства Ирака с «Аль-Каидой». Но и в этом слу-
чае американское разведывательное сообщество продемонстрировало
неуверенность в том, что иракский баасистский режим поддерживает
тесные связи с международным терроризмом. В январе 2003 года Пре-
зиденту США был отправлен доклад ЦРУ под названием «Поддержка
терроризма Ираком», в котором указывались случаи контактов между
представителями «Аль-Каиды» и режима С.Хусейна. При этом подчер-
кивалось, что источники этих данных могут быть недостоверными
17
.
Часть руководства Пентагона была раздосадована результатами ра-
боты разведывательного сообщества. Поэтому вскоре после событий
11 сентября 2001 года Д.Фейт сформировал специализированную ко-
миссию под названием «Группа по оценке политики борьбы с террориз-
мом» (ГОПБТ). Перед комиссией была поставлена задача перепроверки