Ноябрь, 2015
Провал механизма принятия внешнеполитических решений в США
63
по борьбе с терроризмом Р.Кларк впоследствии сообщил, что уже
12 сентября 2001 года Президент Дж.Буш-мл. попросил его рассмо-
треть варианты, которые могли бы быть использованы в качестве по-
вода для начала военной кампании в Ираке
9
.
Из этого следует, что террористический акт 2001 года послужил от-
правной точкой, после которой произошла консолидации позиций чле-
нов американского правительства относительно изменения иракской
стратегии США в сторону ее ужесточения. В этих условиях расклад
политических сил внутри администрации Соединенных Штатов поме-
нялся в пользу тех, кто изначально выступал за вооруженное вмеша-
тельство во внутренние дела Ирака. Руководство Пентагона в связи со
значительным усилением террористической угрозы получило широкие
возможности для защиты и продвижения своей точки зрения в отноше-
нии американской политики в регионе Ближнего Востока.
В интересах оборонного ведомства Соединенных Штатов также
служила система межличностных связей, сложившаяся внутри адми-
нистрации Дж.Буша-мл. Как отмечают американские исследователи,
вице-президент мог оказывать значительное влияние на действующего
президента и их взаимоотношения носили скорее равноправный харак-
тер, а не иерархический, как это принято между первым и вторым ли-
цами в американском государстве
10
. Кроме того, в условиях внешнего
и внутреннего политического кризиса, вызванного событиями 11 сен-
тября, Дж.Буш-мл. стремился сократить время и издержки, связанные
с принятием внешнеполитических решений, чтобы обеспечить опера-
тивность действий США на международной арене. Данное обстоятель-
ство проявилось в желании президента уменьшить объем поступаю-
щей извне информации. В этих условиях именно вице-президент стал
главным советником Дж.Буша-мл.
11
.
Д.Чейни также находился в партнерских отношениях с главой Пен-
тагона Д.Рамсфелдом и его заместителем П.Вулфовицем. Их объеди-
няла как совместная работа в исполнительных органах власти в ад-
министрации Президента Дж.Буша-старшего, так и общие взгляды на
внешнюю политику США. И Д.Чейни, и П.Вулфовиц придерживались
неоконсервативной идеологии, предполагавшей активное использова-
ние за рубежом военной и экономической мощи Соединенных Штатов
с целью установления демократических и проамериканских режимов.
Очевидно, что в данной ситуации вице-президент и руководство Пен-
тагона оказались союзниками и сформировали мощную коалицию,
выступавшую за интервенцию. Учитывая авторитет, а также твер-