«Международная жизнь»
Андрей Кортунов, Александр Фролов
22
Россия; она стремится сохранить сирийскую государственность, не до-
пустить повторения в этой стране иракского или ливийского сценариев.
И как совместить приписываемые Москве попытки вытеснить США из
региона с постоянными нашими призывами к российско-американско-
му сотрудничеству, с позитивным опытом взаимодействия двух стран
по иранскому ядерному досье и химическому оружию в Сирии? А уж
про Россию как врага суннитов вообще смешно говорить, если вспом-
нить, что большинство российских мусульман исповедуют как раз ис-
лам суннитского толка? И стал бы лидер суннитского Египта трижды
в год ездить в Москву, если бы Россия занимала антисуннитские по-
зиции? Понятно, что такие «экспертные» суждения вряд ли помогут
Соединенным Штатам выстроить рациональную политику в регионе
Ближнего Востока.
Если говорить о доминирующем мнении американского экспертно-
го сообщества по вопросам Ближнего Востока сегодня, то оно таково:
оттуда надо уходить. Потому, что былой потребности в арабской неф-
ти уже нет, демократии на Ближнем Востоке не построишь - несколько
раз уже обожглись, проблемы региона - всерьез и надолго, и Соединен-
ным Штатам надо потихоньку свое присутствие там сворачивать.
А.Фролов:
Уйти так просто нельзя, нужно хоть что-то, да оста-
вить. Пока мало чего. Много говорят и небезосновательно, что Ва-
шингтон проигрывает идеологическую битву другим идеологиям,
в частности идеологии исламистов - очень простой и доступной для
местного населения. Идеи либеральной демократии, особенно по сле-
дам революций, себя явно дискредитировали, и исправить ситуацию
сложно, по крайней мере в ближайшей перспективе.
А.Кортунов:
Хочу сказать, что привлекательность либеральной
демократии падает не только на Ближнем Востоке. В России мы на-
блюдаем аналогичную картину. Даже в Европе на либеральную демо-
кратию идет наступление со стороны правых политических партий.
Думается, в западном мире на рубеже веков произошла некая абсо-
лютизация идеи демократии своего, западного типа в ущерб иным
вариантам социально-политического развития. Вот в арабском мире,
например, очень сильна идея справедливости, но само понятие спра-
ведливости лежит вне правового поля, это вопрос нашего восприятия
окружающей действительности. Легитимность власти тоже далеко не
всегда обеспечивается наличием формальных демократических про-