Ноябрь, 2015
Политика США в меняющемся мире
23
цедур западного типа. На Западе часто говорят об Иране как о теокра-
тическом авторитарном режиме, но ведь любому наблюдателю ясно,
что в Иране существует своя система политического представитель-
ства, там тоже идет сложный процесс учета региональных интересов,
интересов социальных групп и этнических меньшинств, иначе меха-
низм власти просто не мог бы работать. А как определить политиче-
скую систему в Египте? В Турции? Либеральная демократия, кста-
ти, тоже меняется, и наличие конкурирующих политических систем
должно пойти ей в конечном счете на пользу.
А.Фролов:
Относительно политики на тихоокеанском направ-
лении. В Вашингтоне планируется перебазировать силы с атланти-
ческого направления на тихоокеанское в соотношении 45 к 55%. Но
ситуация там несколько отличается от Евро-Атлантики. В Европе -
союзники, на Тихом океане есть друзья, но не союзники, масштабы
огромны, возможность контролировать ситуацию невелика, к тому
же Китай, действуя с позиции медленной силы, наращивает там
свои мускулы, там России нет, нет повода сплачивать страны против
кого-то. Похоже, Обама не знает, как действовать на этом, теперь
уже стратегически важном направлении, но не может не действо-
вать, поскольку регион очень важный и динамично развивающийся.
Но в отличие от Европы, где хоть какие-то, но существуют механиз-
мы регулирования проблем безопасности, в ТОЗ таких механизмов
попросту нет. Кто-то вообще заинтересован в создании оных, в Ва-
шингтоне вообще стремятся к этому?
А.Кортунов:
Америка, разумеется, заинтересована в создании
новых институтов, установлении общих правил и режимов в этом ог-
ромном регионе. Но так, чтобы даже в условиях меняющегося соотно-
шения сил американское лидерство не было бы поставлено под вопрос.
Недавняя иллюстрация - строительство Транстихоокеанского партнер-
ства (ТТП). Это строительство с самого начала было одним из прио-
ритетов администрации Обамы. США хотели бы все это пространство
соединить едиными правилами, стандартами, процедурами, которые
облегчали бы торговлю, стимулировали инвестиционную активность,
помогали защищать окружающую среду и т. д. Хотя эту идею изна-
чально сформулировали не США, а Новая Зеландия и Сингапур, по-
нятно, что в ее основе были, прежде всего, американские интересы.
В Пекине сказали: у нас свои интересы, почему мы должны играть по