Ноябрь, 2015
ДжорджФ.Кеннан о национализме в мировой политике
183
основополагающих причин Первой мировой
войны. Но что важно, он считал ошибочным
утверждать, что этот болезнетворный нацио-
нализм является неизбежным производным
современного национального государства
как института, и делал акцент на правильной
интерпретации явления и его характеристик:
именно болезнь национального общества,
а не значимый сопутствующий фактор. Дру-
гое дело, что он усматривал и констатировал
наличие связи между ними: к этой духовной
болезни оказываются особо восприимчивы-
ми члены современных национальных сооб-
ществ (р. 80).
Дж.Кеннан прослеживает историю пора-
жения этой болезнью на примере Старо-
го Света, фиксируя на основе своих на-
блюдений смещение ее фокуса и делая
интересные и теперь уже подтвержден-
ные временем прогнозы. Так, он находил
утешительным тот факт, что охватившая
100 лет назад ряд наиболее мощных евро-
пейских государств и дошедшая до своих
самых страшных и опасных форм (в Гер-
мании и Франции, в частности) болезнь в
течение нескольких декад по окончании
Второй мировой войны заметно пошла
на убыль. И в этом Кеннан четко уловил
новый тренд, отметив, что теперь на ме-
сто крупных держав приходят небольшие
младогосударства Восточной и Централь-
ной Европы, а конкретно - обретшие свою
национальную идентичность в XX веке
или все еще находящиеся в процессе об-
ретения таковой; именно они становятся
наиболее уязвимыми и восприимчивыми
к патологической форме национализма,
которой ранее переболели их более раз-
витые соседи. Но и у последних, более
крупных, с богатой продолжительной исто-
рией, Дж.Кеннан находил опасные остатки
нездорового национализма, несмотря на
общее угасание националистических на-
строений.
Уязвимость западных обществ перед ли-
цом болезни национального духа - это не
причина к тотальному упразднению на-
циональных государств уже в силу того,
что эту форму политической организации
элементарно нечем заменить. Но ее сле-
дует принимать в расчет, когда речь идет
о будущем главенствующей формы орга-
низации применительно к международной
жизни, особенно в свете оторванных от
действительности теорий, как он их видел,
полнейшего равенства и абсолютного су-
веренитета, на которых, собственно, до сих
пор и зиждется концепция национального
государства. Кеннан выразил надежду на
снижение опасностей, сопряженных с этой
конкретной формой политической ассоци-
ации, по мере убывания гиперболизиро-
ванных концептов национального превос-
ходства и этих излишеств в коллективном
самообожании (р. 81).
В рамках рассмотрения противопоставлен-
ных друг другу двух форм национализма
Кеннан также заостряет внимание на двух
видах человеческих реакций: индивидуаль-
ном и коллективном. Первый он относит к
положительной, патриотической, ипостаси
явления, а второй - наоборот, к болезнет-
ворной, «шовинистической». Прослеживая
эволюцию национализма сквозь призму
коллективной реакции, Кеннан предлагает
избирательный анализ знакомых ему по
дипломатической работе кейсов - бывших
СССР и СФРЮ, где в разное время он слу-
жил послом. На базе имеющегося опыта
и теоретических заключений он приходит
к следующему выводу: «Эмоциональная
неустойчивость национальных обществ,
особенно таких молодых и неопытных, как
образующиеся сейчас из Советов и Юго-