Елена Арляпова
182
«Международная жизнь»
нана с традицией понимания этничности
и сопряженных с ней феноменов крайне
непопулярного ныне примордиализма.
Сюда прекрасно вписывается перечень
критериев, по которым, независимо от
того, как именно они сочетаются или
присутствуют, «мы называем какое-то со-
общество людей нацией»; среди таковых
названы история, традиция, география,
религия и язык, при абсолютном главен-
стве последнего (р. 75).
Рассуждая о появлении национального
государства, Кеннан апеллирует ко вре-
мени Французской революции в связи с
оформлением самой «идеи концентрации
всей полноты власти в пределах нации»
и «возникновением на мировой сцене
национального государства как незави-
симого и суверенного субъекта» (р. 76).
Важной составляющей этой концепции
Дж.Кеннан видел произведенное на базе
свободного выбора качество нового су-
веренного организма - его связь с сов-
ременной теорией самоуправления и де-
мократии. «Таким образом, мы говорим
о концепции национального государства,
появление которого в качестве нормаль-
ной и превалирующей формы независи-
мой политической организации пример-
но совпало с… установлением нашей
собственной независимости» (р. 76).
С учетом данной трактовки сути и истории
национального государства национализм
определен в работе как «чувство принад-
лежности к такому организму» и более
предметно - как комбинация проявления
индивидуальной лояльности государству
и, конечно, принятия гражданства частью
персональной идентичности. Иными слова-
ми, феномен рассмотрен преимуществен-
но сквозь призму сочетания идентичностей
и проблему доминирующей лояльности.
НАЦИОНАЛИЗМ - «БОЛЕЗНЬ ДЕ-
МОКРАТИЧЕСКИХОБЩЕСТВ»
Признавая значительную эмоциональную
компоненту за анализируемым явлением,
Кеннан предложил следующее деление.
Первое - это «естественный и легитимный»
национализм, который также может быть
назван патриотизмом, «но только в лучшем
смысле этого более позднего термина»
(р. 77), в итоге упрощенного автором до
«любви к своей стране», понимаемой стро-
го в рамках англосаксонской традиции.
Второе - это антипод национализму «ле-
гитимному». Дж.Кеннан выводит его как
«патологическую форму - массовую эмоци-
ональную экзальтацию, к которой оказыва-
ются высоко восприимчивыми миллионы
людей, особенно в демократических об-
ществах» (р. 78). Шовинизм видится ему
подходящим альтернативным названием
для второй формы национализма. И тогда
Кеннан прибегает к интереснейшей анало-
гии и делает любопытные выводы. По его
мнению, то же чувство беспомощности,
что не дает индивидуальному романтику
обрести уверенность в себе и вынуждает
его опираться на внешнее отличие от дру-
гих, чтобы суметь сформировать собствен-
ное эго, возникает при формировании его
отношения к коллективу.
Через присущие коллективу черты (глав-
ным образом численность) он определяет
и свою ценность. Эти вводные обуслав-
ливают вид его патриотизма. Он носит де-
монстрационный характер, часто сопро-
вождаясь повышенной тягой к внешним
проявлениям лояльности, а также склон-
ностью к нетерпимости и милитаризму
(р. 79). В этой нездоровой форме национа-
лизма («реальной и ужасной болезни чело-
веческого духа») Кеннан видел одну из двух